Д. Шостакович
Музыка Шостаковича жизненна и увлекательна, потому что она выражает дух времени. Ярчайший пример — Седьмая симфония, где так волнующе и так ощутимо для каждого воплощены героика и трагедийность современности. Труднее обнаружить современность в трио и квартете, а, между тем, и они написаны художником чутким и отзывчивым на все явления окружающего мира. Многогранность восприятия мира — одно из ценнейших качеств дарования Шостаковича. И после величавой героики Седьмой и трагизма Восьмой симфонии закономерно появление лирического микрокосма — квартета и трио, где проникновенная элегичность сменяется буйным весельем, а светлая романтическая лирика уживается рядом с чудовищным гротеском, заставляющим вспомнить об офортах Гойи.
Трио и квартет написаны тем же почерком, что и предшествующие камерные сочинения Шостаковича. Здесь та же ясность фактуры, тот же отказ от всех лишних подробностей. По-прежнему в партитурах мало нот, — кажется, даже меньше, чем раньше. Пуританская строгость камерного письма Шостаковича многими принимается за сухость. Однако в действительности,— это проявление реально созидательной силы художника, уверенно распоряжающегося материалом и умеющего двумя-тремя штрихами создавать образ выпуклый и впечатляющий. Таков стиль Шостаковича. Он может нравиться или не нравиться, но не может не убеждать.