О характере временной организации музыкальных звуков
Индекс материала |
---|
О характере временной организации музыкальных звуков |
Подводим итоги разбора песни |
Приступая к рассмотрению темы о ритме, педагог должен подчеркнуть, что временные соотношения музыкальных звуков так же стройно организованы, как и их звуковысотные соотношения. Разные стороны этой организованности можно показать на примерах из музыкальной литературы и прежде всего на песнях.
Приведя для примера эту песню, педагог поясняет:
1. Указание скорости исполнения приведенной песни (медленно) приближенно определяет протяженность напева в целом и длительность каждого звука в отдельности. Темп всегда связан с характером движения, соответствующим содержанию песни.
2. Звуки мелодии чередуются в определенном соотношении длительностей: в данном случае после пауз появляются короткие звуки, предшествующие более долгим; перед паузами оказываются звуки еще большей протяженности; периодически появляется нота с точкой (пунктированная нота), а вслед за ней короткая шестнадцатая и т. д.
3. Песня расчленяется по смыслу на части: на фразы и предложения. В вокальной музыке смысловая расчлененность напева тесно связана с расчлененностью поэтического текста. В этой песне расчлененность мелодии легко устанавливается паузами, служащими вместе с тем знаками дыхания. Соотношение фраз и предложений, стройная согласованность частей песни между собой образуют ее форму. Данная песня в целом делится на две части: запев и припев. Внутри частей легко обнаружить, что двум коротким фразам противостоит одна долгая, суммирующая длительности обеих предыдущих («Споемте, друзья»+ «Ведь завтра в поход» = «уйдем в предрассветный туман»). В припеве после двух равных фраз с новым напевом появляются вновь три фразы в той же последовательности, в какой они появились во второй половине запева. Вся форма песни в целом симметрична по соотношению частей и отдельных смысловых построений внутри них.
В каждом такте четыре доли: метр песни 4-дольный.