Обозначение интервалов
Учащемуся следует объяснить, что интервал может быть рассмотрен с двух сторон. С одной стороны, по числу входящих в него ступеней лада; например, в интервал до—соль входит 5 ступеней лада, в интервал си — до — 2 ступени, в октаве — 8 ступеней и т. д. С другой стороны, между ступенями интервала образуется некоторое количество промежутков. В интервале до — соль таких промежутков 4 (до — ре, ре — ми, ми — фа, фа — соль), в интервале си — до—1, в октаве — 7. Хотя определение интервала обычно, в соответствии с этимологией слова, подчеркивает момент «расстояния» (лат. intervallum — промежуток, расстояние), в самом названии интервалов и в их числовом выражении отражена не промежуточная сторона интервала, а его ступеневая величина (лат. prima — первая, secunda — вторая, tertia — третья и т. д.).
Это неудобство с числовым обозначением интервалов ощущается на практике, например при обращении интервалов. Секунда и дополняющий ее в обращении интервал септимы вместе образуют сумму девяти ступеней, тогда как фактически составляют октаву, то есть 8 ступеней. С. Танеев с целью устранения этого несоответствия предложил в основу числового выражения положить промежуточный его состав. При этом терция, например, в своем названии отражает ступеневую величину интервала (от данной ступени до третьей от нее), а в числовом выражении — число промежутков между ступенями лада, в данном случае — 2. Зато терция и дополняющий ее в обращении интервал сексты составят интервал, выражаемый цифрой 7, что соответствует числовому обозначению октавы.
Отметим неудачную попытку решения вопроса путем создания терминов, в которых комбинируются обе стороны музыкального интервала — количество ступеней и количество промежутков между ними (П. Н. Реичицкий. Пути рационализации музыкальной грамоты). Автор предложил следующие названия интервалов:
Прима — прнмоуденада 0, Квинта — квинтотетрада 4,
Секунда —секундогенада 1, Секста —секстопентада 5,
Терция — тсрцодиада 2, Септима — септимогексада 6,
Кварта —квартотриада 3, Октава —октавогептада 7.
Вряд ли надо доказывать непригодность этих названий. Да и нет особой необходимости в поисках новой «тонвортики» для интервалов взамен существующих названий; важнее всего — правильно понять природу музыкального интервала, а затем договориться о верном определении и раскрытии этого понятия.