Комическая опера Т. Хренникова - Лирический центр финала

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
В соответствии с общим драматургическим принципом композитор создает лирический центр финала — небольшое ариозо Фрола, его обращение к Тугай-Ре-деднну, а затем — к жене, проникнутое глубоким сердечным чувством, дополняющее новыми штрихами характеристику главного действующего лица. Монолог Фрола звучит печально, как прощание со счастьем, завершая важную фазу действия; н дальше, после коренного поворота, приносящего прощение Тугай-Редедина, Фролу остается лишь прокомментировать происшедшее в реплике: «Эй, боярин, дверь шире открывай, идет безродный зять!»

 

Она могла бы стать заключением оперы, но композитор находит неожиданную и очень яркую концовку: последняя реплика Фрола сливается с начальными звуками вступающего хора — звучит мелодия трио мужиков из первой картины. Она отодвигает в сторону действие и самого Фрола с его гордой репликой, все отступает перед этим шутливым напевом, перед словами «заносит вешний цвет явь и небыль прошлых лет».

Необычная, прозрачная по звучанию, чуть ироническая концовка помогает ретроспективно воспринять все происшедшее в духе жанра комической оперы, который трактован композитором и традиционно и оригинально.

Таковы контуры драматического развития оперы, позволяющие сделать некоторые выводы о месте произведения в творчестве самого композитора и в истории советского оперного театра.