Комическая опера Т. Хренникова - Кульминация событий

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Пятая картина — в доме боярина Тугай-Редедина — кульминация событий и по существу развязка: шестая картина является лишь эпилогом, утверждающим сложившуюся ситуацию. Именно поэтому велико значение пятой картины в общей концепции оперы. Здесь композитор снова пользуется своим излюбленным приемом — лирической кульминацией, в которой раскрываются характеры героев. После Фрола, Варвары и Саввы на первый план выступает Анна.

 

Тугай-Редедин уезжает на богомолье. Далее следует большой монолог Лины (главный эпизод ее партии), в котором она говорит о своих заветных мечтах, о любви к Фролу, — еще одна вариация темы, выступающей уже в монологах героев оперы. Сначала — жалобы на одиночество и воспоминания о детстве (Анна напевает старинную песню «Когда будешь большая, отдадим тебя замуж в деревню чужую»; песня еще больше усиливает общее грустное настроение). Затем звучит один из тех призывов к вольной воле, который не раз воплощался русскими поэтами. В характере мелодии и сопровождения есть вполне оправданные черт» общности с дуэтом из третьей картины. Привлекают трепетность и порывистость, музыка устремлена к яркой эмоциональной кульминации. Это выразительное и сжатое по изложению ариозо благодарно в вокальном отношении (что можно сказать и о других партиях оперы).

Боярин неожиданно выступает с монологом, который принадлежит к числу ярких страниц оперы Т. Хренникова и исполняется в концертах. Это своеобразная баллада-воспоминание об увлечениях разгульной молодости, бесшабашной удали боярина, превратившейся теперь в жестокое самодурство. Четкая пульсация триолей создает впечатление взволнованной речи, почти скороговорки. В конце — неожиданный для оперного монолога свист. Можно спорить о том, насколько это уместно с академической точки зрения, но несомненно, что композитор нисколько не грешит против правды выражения, дополнив характеристику боярина метко найденным штрихом. Тугай-Редедин, со своей неизменной грубой репликой «Эх, сухо дерево», уже достаточно определился в представлении зрителя. Теперь он показан в несколько ином свете. Конечно, боярина можно сближать с некоторыми разгульными и бесшабашными типами русской классической оперы, но в его обрисовке композитор вполне самостоятелен. Для завершения образа Тугай-Редедина потребовалась мелодическая концентрация, которая и дана в монологе. Мы уже знаем, что этот прием типичен для оперы. Речитативы композитор уравновешивает монологами и ансамблями, где на первый план выступает мелодическое начало. Певцам предоставлены большие возможности самостоятельного высказывания.

Вслед за монологом Тугай-Редедина следуют жалобы подвыпившей Мамки (перекличка с боярином) и ее рассуждения об утехах, которые несет зелено вино. Это уже гротеск, отличающийся точностью и легкостью штриха. В том же духе, но более динамично написана следующая далее краткая сиена переполоха: Тугай-Ре-дедин узнает, что его дочь уехала не в монастырь, а в неизвестном направлении, и на авансцену снова вступает Мамка со своими причитаниями.

Действие шестой картины, так же как и первой, развертывается на «нейтральной» почве, вдалеке от владений Тугай-Редедина. Оно происходит вблизи подмосковного села Коломенского. Толпится народ, высказывающий свое отношение к происходящему. Это вносит особый оттенок в оперу. Ее драматургия выходит в финале из круга лирических переживаний.

Финал полон стремительно сменяющими друг друга сценами: яростный гнев Тугай-Редедина и просьбы Лины и Фрола о прощении, появление Варвары с молодым Нащокиным; онера завершается счастливой развязкой— Тугай-Редеднн дает согласие на брак Анны с Фролом, а Ордын-Нащокнн — своего сына с Варварой. Значительная часть финала написана речитативом, следующим за развитием событий, богатым оттенками психологической выразительности (иногда — неожиданными; так, при вести о нашедшейся дочери Тугай-Редедина, едва ли не единственный раз в его партии появляется теплая интонация). Возникают ансамбли, в которых участвуют влюбленные пары и оба боярина. Музыка передает тревогу и раздумья, по мы уже предчувствуем счастливую развязку.