Комическая опера Т. Хренникова - Контраст интонационных пластов

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Контраст интонационных пластов приобретает в опере важное значение в связи с особенностями сюжета и конкретными чертами облика действующих лиц. Композитора привлекают лирические эпизоды, воплощающие переживания двух друзей и их возлюбленных. Здесь разливается широкая мелодическая волна, слышится голос задушевного чувства. Во всем своем значении и выразительной силе выступает живая и общительная интонация, приобретающая глубоко субъективный характер в устах каждого из действующих лиц. Верно найден тон повествования, что имеет громадное значение для психологического раскрытия образа.

 

Место действия четвертой картины — двор дома Ордын-Нащокипа. На первом плане снова два друга со своими размышлениями и мечтами о любимых. Как и в первой картине, показано их единство, на этот раз не в удали, а в лирических мечтах о счастье. Это одна из лучших страниц оперы, отмеченная всеми особенностями мелодического стиля Т. Хренникова. Пленяет поэтичность ясной и светлой мелодии, согретой душевным теплом. Дуэт также связан с традицией бытового музицирования, переосмысленной в духе требований оперного искусства, точнее сказать — комической оперы, такой, как она представлялась композитору. Выразительность этой песни — в самом рисунке мелодии, широте ее диапазона, расцвечивании диатоники хроматиз-мами.

Следующая далее сцена — разговор Ордын-Нащокина и Тугай-Редедина—сплошной речитатив, построенный на речевых интонациях. Лирическое высказывание чувств, переполняющих душу друзей, сменяется разговором бояр: Тугай-Редедин требует от Ордын-Нащоки-на выдачи Фрола, тот отказывается, назревает ссора. Все это не в состоянии заглушить основную, глубоко лирическую ноту картины, начавшейся песней девушек. И велел за беседой бояр в тишине весенней ночи звучит монолог-размышление Саввы.

Монолог является ключевым в характеристике Саввы, раскрывает всю полноту его чувства. По форме это трехчастное построение, песенное, близкое оперной арии с непрерывным мелодическим развитием: напев, поддержанный дублирующими голосами оркестра, как бы сам по себе возникает из произнесенного слова. Примечательная точность лирической характеристики Саввы, его мечтательности, простодушия, в чем он резко отличается от энергичного и решительного Флора. И если в обоих дуэтах друзей выражена объединяющая их гармония чувств, то в монологах на первый план выступают черты индивидуальности, несхожести. Это соотношение дуэтов и монологов приобретает в опере важное драматургическое значение, оно служит композитору средством раскрытия основной идеи.

Возвращаясь ко второму дуэту, связанному с монологом Саввы, следует еще раз отмстить интонационную чуткость композитора. Здесь можно найти черты общности со старинным русским романсом, элементы которого переосмыслены композитором. Мелодия монолога Саввы приобретает черты характерности, важной для раскрытия образа.

Заключение четвертой картины — короткий разговор Саввы с отцом и доносящиеся издали отголоски хора, которым начиналось действие. Все это оттеняет лирические эпизоды, занимающие главное место в этой картине. Гораздо меньше внимания композитор уделяет чисто комедийному началу, сценическому движению. По сравнению с предшествующими эта картина статичнее, как бы интермеццо, имеющее важное значение в общей музыкально - драматургической конструкции: остановка перед чередованием событий последних картин.