Комическая опера Т. Хренникова - Нарастание событий и развязка

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Во второй части оперы происходит быстрое нарастание событий и развязка. Происшествия следуют одно за другим: они часто не слишком правдоподобны. Так, например, в сцене, где мнимые посланцы из монастыря (которыми на самом деле являются Фрол, Варвара и Савва) увозят Анну, ситуация находится на грани оперетты, но эту грань композитор никогда не переступает. Известная гиперболичность и даже невероятность событий соответствует общему характеру произведения, в котором острота гротескного рисунка некоторых образов и ситуации лишь подчеркивает глубоко лирическую сущность произведения. Это получает в онере обобщенное и в то же время очень конкретное выражение, непосредственно связанное с чертами облика главных персонажей — двух влюбленных нар, которым суждены испытания на пути к счастью. Музыка рассказывает об этом сердечно и искренне, без излишней в жанре комической оперы драматизации (для которой были известные основания), рассказывает с той теплотой и проникновенностью, которые всегда привлекают зрителя.

 

Некоторые номера оперы насыщены своеобразно претворенными интонациями старинной бытовой песни. Композитор отлично чувствует ее характер и умеет связывать ее с образами своих персонажей. Стремясь воплотить их во всей полноте лирических переживаний, он нашел верный тон. Это заставляет с живым сочувствием следить, как молодость торжествует победу над косностью, своеволием и деспотичностью Тугай-Редедина.

Для музыкального воплощения главной «противостоящей» силы — боярина Тугай-Редедина, его грубости и самодурства использованы приемы, связанные с острокомедийпымп элементами русской классической оперы, но переакцентированные в соответствии с творческой индивидуальностью композитора. В образе боярина есть черты шаржированностн, но они даны очень точно. Партия Тугай-Редедина основана главным образом на характерном речитативе; лишь в пятой картине из него вырастает более пластичная и рельефная мелодия.