Комическая опера Т. Хренникова - Драматургическая конструкция первой части оперы

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Окидывая взором драматургическую конструкцию первой части оперы, можно видеть, как непосредственность эмоционального повествования сочетается с четкостью конструктивной основы, связанной с особенностями сценического развития. Ясность плана чувствуется в драматургической оправданности кульминаций и соразмерности частей, что и способствует более глубокому восприятию музыки слушателями. Она написана именно для театра, хотя отдельные номера исполняются успешно и в концертных программах.

 

В первой части оперы мы видим три фазы развития замысла. Сначала герои выступают в окружении народа, их образы раскрываются русскими песенными интонациями. Здесь завязан конфликтный узел, появляется первая лирическая кульминация — «дуэт дружбы», вводящая в круг основных образов оперы.

Во второй картине главное место уделено развитию темы любви, которая господствует и в третьей   (дуэт

Анны н Фрола). Таким образом создаются вокальные кульминации действия, которые обобщены в оркестровой коде дуэта главных действующих лиц. Важнейшим выразительным средством является эмоционально насыщенная, несколько патетическая мелодия, изложенная в полном оркестровом tutti; здесь использована вся «певучая» сила струнной группы. Развитие первой части оперы ведет к утверждению могущества союза молодости, любви и дружбы, выраженного в светлых, жизнеутверждающих мелодических образах.