Комическая опера Т. Хренникова - Вторая и третья картины

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Во второй и в третьей картинах на сцену выступают новые персонажи, а с ними возникают и новые ситуации, вернее сказать, новые фазы конфликта, наметившегося в прологе. Общая линия развития проведена композитором последовательно и строго. Лирическое начало во всей полноте проявляется в партиях сестры Фрола — Варвары, и конечно, Анны, которая была сначала предметом корыстолюбивых замыслов Фрола. Внезапно вспыхнувшая любовь переключила все действие в иной план. Начиная с третьей картины, тема любви, рядом с уже экспонированной в прологе темой дружбы, становится лейтмотивом произведения Т. Хренникова.

 

Разговор Варвары и Мамки в начале второй картины идет на фоне колоритного оркестрового сопровождения, вводящего в подтекст ситуации, — ведь это в сущности пролог к ловкой игре, которую затевает — пока еще без ведома сестры — Фрол. Перенесение центра тяжести в оркестр — прием, умело использованный не только во второй, но также и в третьей, и в пятой картинах, где эта музыка повторяется, приобретая иную сценическую окраску.

После гротескного появления Мамки, раскрывающей свое главное пристрастие — к зеленому вину, следует лирический монолог — раздумье Варвары, отмеченный задушевностью мелодического стиля композитора. Он создает прекрасный девичий образ, вводящий в поэтическую сферу оперы, перекликающийся по своему внутреннему содержанию с другим образом молодости, воплотившимся в Аннушке.

В монологе Варвары господствует мелодия, согретая теплом искреннего чувства, русская по своему интонационному складу. Это подчеркнуто и поэтическими образами литературного текста. Композитор находится в своей мелодической стихни, оригинально претворяет элементы русской напевности, приближая их к современной песне, — это черта его стиля, свидетельство чуткости к интонационному строю нашего времени.

Вместе с дуэтом Варвары и Саввы монолог составляет лирический центр картины, играя ту же роль, которая в первой отведена дуэту двух друзей. Акцент смещен в сферу любовного чувства, все проникнуто светлой восторженностью, хотя в нее врываются и ноты душевного беспокойства, связанные с трудными судьбами героев: боярин Ордын-Нащокин не дает согласия на брак сына с бедной и незнатной Варварой Скобеевой.

Как обобщение и кульминация их чувств звучит мелодически насыщенное оркестровое tutti — прием, которым композитор не раз пользовался и в своей первой опере. При всей простоте он безошибочно воздействует на публику. Вслед за этой эмоциональной вершиной действия снова следует комедийный поворот: появление Фрола, переодетого старухой, за ним и разъяренного Тугая-Редеднна. Музыка приобретает острый, даже озорной характер. Композитор неожиданно завершает картину напевом колыбельной песни — лирически-спокойной, вносящей ноту умиротворения в происходящее на сцепе. Особенно изящно се оркестровое заключение. Во второй картине происходит немало событий, она полна контрастов лирического и комедийного, играющих столь важную роль в этом произведении.

Далее следует антракт, который воспринимается как легкая, шутливая, словно невзначай напетая песенка, изложенная на фоне очень простого аккомпанемента, который вполне соответствует ее беззаботному характеру. Композитор умеет пользоваться самыми простыми средствами, достигая большой впечатляющей силы, и владеет даром легкой и изящной мелодии, которая становится одним из факторов музыкально-драматического развития.