Комическая опера Т. Хренникова - Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
В первой картине все сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды тесно связаны и объединены общим настроением, выраженным по-разному. В заключительном трио мужиков ощущается воздействие эстрадной музыки конца 30-х годов, что, впрочем, не нарушает чистоты оперного стиля. С общим светлым настроением контрастируют печальная судьба подневольных крестьян и личность Тугай-Редедина. Он — антагонист Фрола и в этом качестве выступает в следующих картинах, постоянно обостряя сценические конфликты.

 

Это сделано умелой рукой композитора, чувствующего и понимающего законы театра. Здесь важную роль сыграло общение с В. Немировичем-Данченко, особенно интенсивное в период работы над первой оперой, и, конечно, прирожденное чувство сцены. Т. Хренников умеет гармонически сочетать музыкальное и сценическое начало в живом воплощении образов и событий.

Интонационный строй имеет первостепенное значение для создания музыкальных характеристик действующих лиц. Приступая к работе над «Фролом Скобеевым», Т. Хренников уже освоил интонационную сферу русской — крестьянской и городской — песни. Конечно, не все откристаллизовалось в полной мере, но несомненно, композитор нашел основные интонации, через которые для пего раскрывалось все   богатство   мелодических форм, связанных в этом произведении с требованиями правды музыкально-сценической характеристики. Хренников владеет интонациями глубоко русскими и глубоко   индивидуальными,   присущими   только   ему.