Комическая опера Т. Хренникова - Рост мастерства композитора

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Все это связано не только с ростом мастерства, которым композитор владел и в период работы над первой оперой, но и с новыми эстетическими взглядами, сложившимися в результате долгих творческих исканий. Можно продолжить эту мысль, указав, что опера «Безродный зять» подвела итог предвоенному периоду творчества композитора, показав значительность достигнутого, а «Безродный зять» также стал законченным выражением тенденций периода 40-х годов.

 

Имеются в виду не только чисто жанровые особенности, о которых шла речь, но и обогащение музыкального языка и средств выразительности в широком смысле слова. Почерк Т. Хренникова в своей сущности остался тем же, но в нем появилось много нового, глубоко освоенного и ставшего стилистической нормой композитора. Эту тенденцию к выходу в новые области выразительности можно отметить и в более поздних произведениях Т. Хренникова, вплоть до Второго концерта для фортепиано с оркестром.

Критика не раз отмечала расширение творческой сферы композитора, обновление выразительных средств языка, которыми отмечены его произведения последних лет. Это стремление было свойственно ему и в прошлом, в период работы над «Фролом Скобеевым», когда он встал перед миром новых для него задач, вполне соответствовавших его характеру. Думается, что жанр комической оперы по своей сущности особенно близок композитору, его темпераменту и вкусам, его любви к контрастам юмора и проникновенно-искренной лирики.

Отсюда и главные особенности комической оперы Т. Хренникова, которая, несомненно, обозначила для него овладение многими важными жанровыми возможностями и выразительными средствами. Создание «Безродного зятя» имело для него принципиальное значение, он вложил в партитуру большой творческий труд, и его искания увенчались успехом: опера продолжает жить на сиене как оригинальное и талантливое произведение советского искусства.

Наши композиторы не очень часто обращались к жанру комической оперы, причем по большей части искали сюжеты в зарубежной литературе. Т. Хренников избрал русскую тему, соответствующую характеру его дарования — глубоко современного. Конечно, в «Безродном зяте» есть много деталей, непосредственно связанных с эпохой, которая определила и самую возможность главной сюжетной коллизии. Но характеры главных действующих лиц и их музыкальное воплощение выходят за пределы исторического сюжета, приобретают современное звучание. Отсюда и впечатляющая сила комической оперы Т. Хренникова, сс тесная связь с традициями п принципами нашего искусства. Композитор по-новому трактовал старый сюжет и ввел его в общую сферу своего творчества. «Безродный зять» занял особое место в репертуаре советского музыкального театра. Вслушиваясь в эту оперу, мы вновь ощущаем глубокую почвенность и жизненность дарования Т. Хренникова, которое всегда чувствовало себя привольно и свободно в музыкальном театре. Оно проявилось в полной мере и в комической опере «Безродный зять».