Комическая опера Т. Хренникова - Многогранность оперного творчества Т. Хренникова

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Окидывая общим взглядом оперное творчество Т. Хренникова, следует оценить его многогранность. Композитор ни разу не повторился и в каждой из трех своих опер находил иные жанровые и драматургические решения.

 

Приступая к созданию оперы, композитор уже имел за плечами опыт работы в музыкально-драматическом жанре. Его первая опера была справедливо названа Б. В. Асафьевым «самым талантливым выражением направления советской оперы, которое избрало своим девизом непосредственность, прямоту и здравость человеческого чувства». Все эти качества дарования композитора проявились и в музыке его второй оперы — здесь можно видеть черты связи и преемственности. Но трактовка жанра различна.

Если, сочиняя «В бурю», Хренников во многом находился под влиянием сложившейся в тридцатые годы концепции песенной оперы, то в «Безродном зяте» он обращался к традиции чистой оперности в широком смысле слова. Песенная интонация продолжает играть важную роль в качестве одного из средств характеристики, но уже не определяет форму сольных номеров и ансамблей, как это часто наблюдалось в опере «В бурю». Разумеется, и в ней были широко развернутые оперные построения, например драматически насыщенный монолог Наташи из четвертой картины, и в «Безродном зяте» можно найти типично песенные эпизоды. Но речь идет о главной устремленности.

Необходимо отметить возросшую роль ансамблей (по сравнению с первой оперой), которые становятся опорными точками в развитии действия и, будучи связанными с ними, имеют самостоятельное художественное значение (можно напомнить в этой связи дуэт Фрола и Саввы из четвертой картины). Они построены по-оперному, хотя и в них есть чисто песенная свобода распева. Ансамбли играют важную роль, можно даже сказать, что композитор находит своеобразный прием экспозиции пар — Фрола и Саввы, Варвары и Саввы, Анны и Фрола, выступающий в широко развернутых дуэтах, имеющих, пожалуй, не меньшее значение, чем их монологи. Во всем этом равно проявилась тенденция к закругленности форм, к чисто оперной их трактовке, что связано и с особенностями вокального письма.

Т. Хренников понимает природу певческого голоса и считается с его требованиями; об этом свидетельствуют его песни, и, конечно, первая опера. В «Безродном зяте» он стремится к еще большей броскости и эффективности вокальных партий, не забывая в то же время об их лирическом содержании. Вместе с тем, он заботится о выразительности оркестровой партии, что очень заметно сказалось в партитуре его второй оперы.