Комическая опера Т. Хренникова - Жанр комической оперы

Индекс материала
Комическая опера Т. Хренникова
Жанр комической оперы
Русская мелодика старинного типа
Сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды
Вторая и третья картины
Третья картина
Драматургическая конструкция первой части оперы
Нарастание событий и развязка
Контраст интонационных пластов
Кульминация событий
Лирический центр финала
Многогранность оперного творчества Т. Хренникова
Рост мастерства композитора
Но что такое жанр комической оперы в современном понимании? Где грань, отделяющая его от музыкальной комедии, оперетты и от той ныне модной и трудно определяемой с полной точностью формы, которая называется мюзикл? Т. Хренников ведет родословную своей оперы от традиций русской советской музыки, в частности песни, в которую он сам внес такой важный вклад. В опере сразу узнается знакомый почерк композитора, привыкшего обращаться к широчайшей, демократической аудитории. Отсюда и общительность его искусства, о которой столько раз писали критики. Она проявилась и в музыке «Безродного зятя».

 

Еще в детские годы достоянием будущего композитора стал городской и сельский фольклор среднерусской полосы. Он во многом и определил мелодический склад двух первых опер Т. Хренникова. У композитора рано выработалась своя интонация, она ясно выступает и в музыке его комической оперы. Сюжет ее требовал локальности, проявившейся в русской мелодике старинного типа, в интонациях крестьянского хора первой картины, в лирических распевах молодых героев оперы, в гротескно очерченных фигурах боярина Тугай-Редедина и Мамки. Все они изъясняются по-своему, но опера не теряет от этого своей цельности.