Последовательность изучения в сольфеджио разновидностей ладов

Подытоживая рассмотрение вопросов о последовательности изучения в сольфеджио разновидностей ладов, а также о последовательности слухового усвоения диатоники, хроматизма и модуляции, приходим к общим выводам, из которых видно, что эта последовательность не всегда совпадает с расположением материала в курсе теории музыки.

Вот примерный порядок:

1. Натуральный мажор, параллельный минор, одноименный минор, натуральный, гармонический и мелодический минор, гармонический мажор (вполне возможно, что педагогу, по соображениям большой стилистической близости музыкального материала, приходится включать изучение гармонического мажора раньше мелодического минора). Мелодическое движение на основе тонической квинты, тонической октавы, на основе тонической квинты и нижней кварты от тоники; движение по звукам аккордов.

2. Прилегающий мелодический хроматизм (вспомогательные и проходящие).

3. Модуляция в параллельную и доминантовую тональности. Отклонения в субдоминанту. Модуляция в близкие тональности.

4. Мелодические лады народной музыки: «эолийский» и «ионийский» варианты натуральных ладов, так называемый миксолидийский мажор, дорийский, фригийский минор, лидийский мажор, пентатонные лады, лады с увеличенными секундами. Народные лады с несмежным хроматизмом.

5. Сочетание натурального мажора, натурального и гармонического минора с ладами народной музыки. Мелодический мажор.

6. Сложные формы хроматизма (хроматизм, взятый скачком), снятие («погашение») хроматических вводных тонов, хроматическое колорирование.

7. Модуляция в тональности далекого родства.

8. Энгармоническая модуляция.