Последовательность изучения ладов и тональностей

Наше отношение к последовательности тональностей по логике квинтового круга изложено выше. Однако остается еще решить, в каком порядке следует чередовать ладовые наклонения мажора и минора. Здесь встречаются самые различные решения.

За натуральным мажором в одних случаях проходится натуральный минор, в других — гармонический минор. В одних случаях мажор сопоставляется с одноименным минором, в других— раньше включается параллельный минор. Нельзя не видеть, что каждый из путей перехода к минору имеет известные достоинства: переход к одноименному минору позволяет выделить для слуха красочный контраст мажора и минора, ясно подчеркнуть специфику минора как ладового наклонения. Параллельный минор удобен ввиду общности звукового состава с натуральным мажором. Кроме того, в пользу натурального минора говорит факт широкого распространения в народной песне мажоро-минорной ладовой переменности.

Поэтому, если включить гармонический минор раньше натурального, то не следует надолго откладывать и включение натурального минора. Это позволит учащемуся на слух воспринять и усвоить в близком сравнении натуральный мажор, гармонический минор (ладовый контраст) и параллельный натуральный. минор (перемещение тоники на VI ступень). Но на самых ранних этапах усвоения минора песенный материал вполне может ограничиться нейтральным участком звукоряда, и лишь позднее следует заострить внимание на нижнем вводном тоне:

«Нейтральный» минор, в свою очередь, не следует смешивать с 7-ступенным эолийским минором. Что касается гармонического мажора, то целесообразно его включить вслед за гармоническим минором (в целях сравнения сходных интервалов). Однако вполне возможно перейти к нему и вслед за мелодическим минором.