Пение интервалов в тональности и от заданного тона

Помимо пения секвенций, необходимо увеличить место, отводимое пению интервалов от данного звука вне заданной тональности и без слуховой настройки в данной тональности. Пусть не пугает кажущееся возвращение таким путем к старой методике: вполне возможно такое изучение интервалов, при котором их ладовые свойства, в «снятом» или переменном виде, оказываются неотъемлемыми от процесса усвоения интервала. Затактовая кварта, например, воспринимается как ход от доминанты на тонику; мажорность большой терции так же бесспорна, как минорность малой.

Поэтому упражнения в пении интервалов вверх и вниз от заданной ноты (а не только как соотношений ступеней в заданной тональности) дают новый и очень важный аспект усвоения тональности, и притом более активный: здесь надо уметь не только обнаружить ступени в уже заданной ладотональности, но и активно конструировать тональность через интервал. Это тем более необходимо, что, как только дело коснется ладовых особенностей народной песни (например, протяжной русской песни) или музыки современных прогрессивных композиторов, гак и понадобится умение перемещать опорные тоны мелодии, переключаться с одной тонической опоры на другую.

Здесь выручит крепкое знание интервала как такового, интервала, который всегда есть носитель ладовых качеств, но лишь в их переменности. Подробнее мы уже касались этого вопроса в очерке о выразительных свойствах интервалов.

Быстрое оперирование интервалами как таковыми исключительно важно при усвоении внезапных, резких модуляций и тональных сдвигов, столь характерных для близких к нашей современности музыкальных стилей, изучаемых на последних этапах обучения. Сама внезапность, сдвиг вызывается здесь тем, что вместо ожидаемого обычного соотношения ступеней в данной тональности появляется новый, необычный интервал, требующий четкого, самостоятельного его интонирования.

Новый интервал находится в таких метро-ритмических условиях, что неизбежно приводит к новой ладотональной ситуации, например:

Таким образом, умение интонировать интервал как таковой вне ладовой инерции важно не только как фактор напевности, как проявление осознанного восприятия и интонирования интервалов вообще, но является совершенно необходимым при интонировании переменно-ладовой методики и внезапных интонационных   сдвигов.