Значение секвенций

Возвращаясь к вопросу о важности усвоения не только ступеней гаммы, но и интервалов в их устойчивых качествах (конкретная выразительность интервала, разумеется, определяется многими факторами), следует восстановить некоторые ценные упражнения, в свое время имевшие неоправданно самодовлеющее значение. Речь идет о пении в качестве вспомогательного упражнения секвенций, в основу которых берется тот или иной интервал в том или ином ладо-ритмическом выражении. Не предлагая здесь сохранить устарелую, формальную последовательность интервалов (от секунды до октавы), не считая, что конечным пунктом секвенции обязательно должна быть октавная тоника, надо все же использовать то ценное, что несет с собой секвенция: разнообразное сочетание ступеней лада в их связи с метроритмом, возможность тренировки слуха в интонировании и восприятии интервалов на разных ступенях лада и, наконец, воспитание самостоятельных навыков движения по данной тональности на основе заданного звена и интервала вступления звеньев секвенции (воспитание начальных навыков транспонирования).

При составлении секвенций педагог должен проявить заботу о музыкальности секвенций, избегая сухости и абстрактности, добиваясь приближения упражнений к живому мелодическому движению.