Тесситура и диапазон. Вопрос об октавных звукорядах мажора и минора

Что касается тесситуры и диапазона мелодического материала, то здесь далеко еще нет единого мнения. Педагоги признают, что мелодический материал (т. е. народные песни) и интересы вокала требуют, чтобы учащийся длительное время пел в небольшой тесситуре, обходя высокие и низкие звуки. Но в таком случае следует избегать на первых порах усиленного пения октавных гамм, а также искать иную против квинтового круга последовательность тональностей в сольфеджио. Ведь одно дело играть гаммы на фортепиано, другое — занятия по сольфеджио, где интересы вокализации, напевности и типичные ладовые особенности музыкального материала должны быть на первом месте. Да почему бы педагогу по сольфеджио и не использовать навыки своих учащихся по фортепиано и не оттолкнуться от них? Вполне возможно использовать знание структуры гаммы, полученное учащимся в курсе теории музыки, и слуховые впечатления, оседающие в его сознании при игре на инструменте мажорных и минорных гамм, и временно не давать в сольфеджио петь гаммы в октавном диапазоне.

Упражнения и музыкальные примеры должны на первых порах состоять из мелодического движения сначала в пределах тонической квинты, затем — с захватом нижнего вводного тона и VI ступени (т. е. «верхнего» вводного тона к тонической квинте). В дальнейшем поясним преимущества такого подхода к начальному периоду ладового воспитания. Здесь же укажем, что, наряду с поступенным движением, в этих ладовых пределах следует широко и возможно скорее включать «скачки» на терцию, квинту, образующиеся «пассивно» на грани мотивов и фраз, при повторении тона, еще сохраняющегося в памяти. Это расширяет круг примеров, воспитывает навык вслушивания в интервал, упражняет память. (Запомнить мелодию «со скачком» гораздо проще,  чем обезличенное «поступенное» движение).

Отказ от пения октавных гамм в самом начальном периоде приведет и к отказу от длительного пребывания в тональности До мажор. Этот распространенный прием также не оправдал себя. Давление До-мажорной методики сковывает рост учащегося. Приходится сплошь и рядом наблюдать, как учащийся, особенно вокалист, испытывает страх перед любой тональностью с несколькими ключевыми знаками. Легко понять, что длительное ограничение одной — двумя ладотональностями тормозит также развитие «тембрового слуха».

Целесообразно возможно ранее включать разные тональности, исходя из вокальных удобств, а не из логики квинтового круга. Само собой понятно, что небольшой диапазон материала требует меньшей ориентировки в тональности и тем самым облегчает более раннее включение тональностей помимо До мажора и ля минора.