«Пассивные» интервалы и скачки в мелодии

Бытует мнение, что начинать сольфеджио надо с пения гамм от тоники до тоники и с примеров, в которых мелодия движется поступенно. Но, во-первых, петь гамму в разных тональностях в пределах октавы не так просто из чисто вокальных соображений; во-вторых, музыкальная практика почти не знает примеров, состоящих целиком из поступенного движения. Ведь любая повторность мотивов уже образует известную («пассивную») интервалику, не представляющую какой-либо трудности для интонирования. Что может быть легче, например, такой песни, как «Летел голубь».

С первого взгляда видно, что она пригодна для самых начальных шагов. Но как быть с квинтовым «скачком» на границе 3-го и 4-го тактов? Ведь до квинты еще далеко?

Ладо-ритмическая простота примера очевидна (имеющаяся в подлиннике нота с точкой на словах «станемте вот так» благоразумно была изъята как в учебнике ленинградских авторов,1 так и в учебнике Калмыкова и Фридкина: ведь песня дана без слов!). Но как быть с терцовым «скачком» в конце второй фразы? И хотя эта терция легко отыскивается слухом как повторный звук предыдущего такта по сохранившемуся в памяти «следу» («пассивная» терция) и по существу никакого «скачка» здесь нет, все же песня не укладывалась в прокрустово ложе установившихся   предвзятых  методических   категорий   трудностей. Неудачный выход нашли авторы этого пособия, когда обнаружили, что среди мелодических богатств всех стилей, которые были ими добросовестно обследованы, не оказалось ничего подходящего для заполнения начального этапа, искусственно ими же установленного: авторы пошли на придумывание мелодий, целиком состоящих из поступенного движения. Разумеется, учащиеся, неповинные в этом «выходе из положения», длительное время должны были петь немузыкальные (сама задача была антимузыкальна) и по существу более трудные примеры, пока наконец-то методический каталог трудностей позволил включить в процесс обучения «живые примеры».