Ладовое воспитание слуха

В советской музыкальной педагогике утвердился метод ладового воспитания слуха. В практике сольфеджио ступени лада усваиваются вначале на основе движения по гамме от нижней тоники к верхней и обратно, затем на основе тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым; на последующих этапах обучения усваиваются мелодические скачки по устоям лада и на неустойчивые ступени, прилегающие к устоям лада, и, наконец, включается движение по звукам аккордов доминантовой и субдоминантовой функций. Таков распространенный путь ориентировки слуха учащегося в мажорном и минорном ладах. Не затрагивая пока хроматизма и модуляции, остановимся здесь на вопросах диатоники.

Достоинства упомянутого пути усвоения лада бесспорны. Он развивался как бы в борьбе против прежней интервальной методики сольфеджио, где наряду с усвоением гамм преобладал способ секвентного вдалбливания в слух учащегося интервалов от секунды до септимы и октавы, вне осмысления ладового значения ступеней. Кроме того,— и это сыграло решающую роль в предпочтении способа ладового усвоения ступеней гаммы — навык скачков с одной ступени лада на другую, отыскиваемую не только по ее месту в гамме, но и по ее ладовому колориту, значительно облегчал исполнение и осознанное восприятие больших, трудных интервалов. В самом деле, для того чтобы спеть, например, в До мажоре нисходящий интервал соль— си или ля — см, учащемуся даже не требуется вспоминать в данный момент, что речь идет о сексте или септиме: достаточно найти соль как V ступень по гамме или как квинтовый устой лада и от него отыскать слухом нижний вводный тон.

Очевидно, что для четкого представления вводного тона учащемуся следует предварительно представить тонику — в данном случае квинту от соль (вниз). Аналогично, найдя VI ступень лада, учащийся будет отыскивать либо сразу вводный тон (движением по неустоям лада: ля — фа — ре— си), либо, добравшись по устоям лада до тоники, уже затем представит вводный тон. В живом процессе интонирования первый звук интервала (в данном случае — соль или ля) незачем и отыскивать, так как он уже подготовлен всем предыдущим ходом интонирования.

При всех преимуществах ладового пути усвоения ступеней гаммы перед интервально-механическим способом прежней, дореволюционной методики сольфеджио в нем выявились известная односторонность и ущербность: интервал как первичное выразительное осмысление в музыке как бы оказался на втором плане слухового осознания, как бы нейтрализовался в восприятии лишь его крайних точек. Так, в приводившихся случаях, при интонировании V и VII ступеней или VI и VII ступеней, интервалы сексты и септимы не находятся в центре слухового внимания, вокальный ход с одной ступени на другую, интервал (большой нисходящий интервал, требующий осознания известной регистровой сменяемости, служащий значительным моментом развития мелодии, а то и кульминации) не осознается, а значит и внутренне не интонируется.

Добиваясь напевности, внутренней наполненности интонирования, методика сольфеджио должна внести корректив в способ ладового усвоения ступеней: сочетать ладовое усвоение ступеней интервала с четким осознанием устойчивого качества интервала как такового, его потенциальных выразительных возможностей. Иными словами, усваивая интервалы в данной ладотональности, надо вместе с тем проявить заботу о том, чтобы учащийся постепенно овладевал навыками определения на слух и интонирования интервала как такового в его мелодическом или темброво-гармоническом качестве, а как выразительные ходы — соотношения ступеней лада. Эта Песня распевна; мелодический образ в целом этого требует, что видно из соотношения мелодии и текста стиха. Трудность

В следующем примере септимы и нона, как и другие большие интервалы, должны быть спеты как интервалы-сопряжения и внутренне интонированы не как скачки со ступени на ступень, интонирования заключается здесь в том, что мелодия слабо опирается на тонику и на другие «устои». Ориентироваться следует больше на до — си-бекар — до, ля— си-бемоль — ля: именно эти интонационные «арки» (Асафьев) обеспечивают перспективу интонирования.