Вводнотонность и чистота строя

Известно, что в процессе выработки чистоты интонации усилия часто направлены на упражнение в интонировании изолированных ступеней гаммы: такая-то ступень должна петься выше, такая-то — ниже. Но пение отдельных ступеней лада (звукоряда) есть уже пение интервала по отношению к тонике. Вообще, работа над интонацией значительно продуктивнее, если она опирается па закономерности интонирования, а не сводится к «подтягиванию» той или иной ступени гаммы по ее порядковому номеру.

Важными для строя и трудными для исполнения ступенями в мажоре считаются, например, III и VII ступени. Руководители хоров заботятся об их «подтягивании» кверху; IV же ступень в мажоре они требуют подтягивать книзу. Эти требования совершенно справедливы. Аналогично «кризисными» ступенями в миноре считаются II и III ступени; при этом II ступень требуется подтягивать кверху, а III — книзу.

Следует учесть, что необходимость «подтягивания» указанных ступеней звукоряда найдена в практике хорового пения, и это тем более ценно. В объяснение такой необходимости обычно приводятся показатели соотношения числа колебаний, различные, как известно, для аналогичных интервалов, находящихся на разных ступенях натурального строя. Эти расчеты полезны, но существо вопроса в другом: как в III ступени мажора (которая прилегает к IV и отстоит от нее на малую секунду), так и во II ступени минора (которая прилегает к III ступени тоже в интервале малой секунды) возникает вводнотонность, и характер интонирования этих ступеней подчеркивает это.

В мажоре III ступень, представляя собой опорный звук лада и определяя характер лада, его наклонение, сама в то же время при известных ритмических условиях может стать вводным тоном к звуку (аккорду, тональности) субдоминанты лада. В миноре III ступень также является опорным тоном лада и также характеризует ладовое наклонение; но здесь звук III ступени служит опорой для II ступени, образующей по отношению к нему вводный тон; III ступень, кроме того, и сама может быть вводным тоном к звуку II ступени лада, и т. д.

Пение упражнений, содержащих вводнотонные отношения, типичные для лада, весьма полезно; в частности, важно интонирование гаммовых исследований ступеней, типичных для лада. Вводный тон в таких упражнениях является корректирующим, узловым моментом.