Имитационная полифония

Следующий раздел составит имитационная полифония. Для полифонии, как известно, также характерны многообразные ладовые структуры, выходящие за рамки октавных мажорных и минорных ладов гомофонно-гармонического стиля.

Наряду с народными песнями интонационный материал этого этапа включает произведения русских композиторов-классиков, венских классиков и полифонистов (Палестрина, Бах, Гендель и др.). Для отбора народнопесенного материала, помимо сборников русских народных песен (прежде всего протяжных), могут быть использованы сборники песен народов Советского Союза и зарубежных стран, хрестоматия «Музыкальная литература народов СССР» под редакцией профессора С. Гинзбурга и др. Некоторые указания по методическим вопросам, относящимся к слуховому усвоению материала этих разделов третьего этапа, даны в очерках, посвященных ладовому и ритмическому воспитанию слуха.

Теперь осталось указать на последний (условно — четвертый) этап слухового развития, который следует посвятить усвоению характерных интонаций, свойственных произведениям современных композиторов, чье творчество выявляет особые черты, резко отличающие их от традиционных ладовых, тембровых свойств стилей, служивших предметом усвоения на предшествовавших этапах. Современный музыкальный язык требует от профессионального слуха значительных усилий и большой активности для преодоления новых трудностей и тон инерции слуха, которая выработалась на предшествующих этапах слухового и общепрофессионального развития музыканта. Новые закономерности ладообразования, свободная фактура, новые регистровые трудности, сложности полифункциональной вертикали современной фактуры — все это требует и особых приемов работы над развитием слуха, которые позволили бы справиться с понятным сопротивлением сложных интонационных ценностей реалистической музыки современности. Некоторые методические проблемы, возникающие в связи с этими новыми задачами, рассмотрены в специальной проблемной статье «О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки». Рассмотрение этих вопросов требует дальнейшего упорного изучения наиболее типичных особенностей современной музыки и развернутой разработки связанных с ней методических проблем сольфеджио.