Основные характеристики интонационного материала

Основные характеристики интонационного материала этого начального периода можно свести к следующему.

По ладу — пентатоника, натуральный мажор, натуральный минор; мелодическое движение на основе тонической квинты, тонической октавы и нижней кварты от тоники. Прилегающие к топической квинте ступени: VI сверху и VII—вводный тон — снизу. Мажоро-минорная переменность; переменный лад и сочетание параллельных тональностей. Сочетание натурального и гармонического минора; некоторые особые мелодические ходы в ладу, требующие владения мелодическими интервалами. Далее — все интервалы диатоники; трезвучия I, IV, V, VI и II ступеней, септаккорды V — VII ступеней.

По ритму — размеры 2-, 3- и 4-дольные. Четвертные, восьмые и половинные длительности нот; пунктирные ритмы; простые синкопы; переменный размер.

По складу и форме — одноголосие, гармоническое подголосочное двухголосие; простые одночастные, двухчастные и трехчастные формы.

В центре внимания на следующем этапе обучения — творчество композиторов-классиков XVIII — XIX веков и творчество современных авторов, чьи произведения по интонационным свойствам не выходят за пределы классических норм. Сюда же присоединяются песни (народные и профессионального творчества), соответствующие по характеру мелодики и фактуры гомофонно-гармоническому стилю.

Основные характеристики интонационного материала этого, второго, этапа можно суммировать так.

По ладу — завершение диатоники (мелодический минор, гармонический мажор; сочетание этих ладов с другими); новый качественный скачок в развитии слуха связан с усвоением хроматизма; сюда войдет вся система работы над усвоением навыков интонирования и восприятия вводнотонности (в виде прилегающего хроматизма, хроматических вспомогательных и проходящих, окружения диатонических ступеней хроматическими звуками, в виде скачков на хроматический звук или от хроматического звука, хроматические интервалы и их разрешения). Далее присоединяется интонационный материал, содержащий основные классические формы модулирования; попутно усваиваются составные интервалы диатоники, хроматические увеличенные и уменьшенные интервалы, все ранее не усвоенные трезвучия и септаккорды диатоники, а также альтерированные аккорды субдоминанты и побочные доминанты.

По ритму — размеры 6-, 9- и 12-дольные. Размеры алла бреве; дуоли, триоли, сложные синкопы, сложные затакты, пунктирные ритмы с двумя точками; мелизмы.

По складу и форме — двухголосие с хроматизмом, гармоническое четырехголосие, начало работы над свободным мелодическим трехголосием; двухголосная неимитационная полифония. Значительно усиливается внимание к интонированию приемов артикуляции. Кроме того, в связи с активизированием занятий по слуховому гармоническому анализу (этот период совпадает с изучением курса гармонии в музыкальном училище) следует отвести время в курсе сольфеджированию и пению с текстом в сопровождении фортепиано (в одних случаях сопровождение исполняется педагогом, в других — учащимся).

Перечислить композиторов-классиков и современников, чьи произведения дают богатый материал для работы на втором этапе слухового развития, не представляется возможным. Педагог найдет подробные данные в специальной таблице-сводке, помещенной во втором выпуске Учебника сольфеджио.

Говоря о разных этапах слухового развития, не следует понимать их как полностью изолированные друг от друга: речь идет о стилевых акцентах. Невозможно прекратить работу над усвоением особенностей стилей, что уже были акцентированы ранее. Так должно обстоять с изучением гомофонно-гармонического стиля, работа над которым не должна прерываться полностью в момент включения новых стилистических интонаций. Однако на новом этапе в центре внимания уже будут новые интонации, новые свойства фактуры и, следовательно, новые методические средства их усвоения.

Напомним кратко о следующих этапах слухового развития, которые наряду с заключительными курсами музыкального училища охватывают специальные курсы сольфеджио на композиторском, музыковедческом и дирижерском отделениях консерватории.

Укажем на примерное содержание интонационного материала третьего этапа слухового развития, в котором учащийся, продолжая работать над сложными явлениями гомофонно-гармонического стиля XVII — XIX веков (в частности, продолжается работа над энгармонической модуляцией и модуляциями в тональности отдаленного родства), переключит внимание на слуховое усвоение ладов народной музыки и произведения, тесно связанные с национально специфическими ладоритмическими особенностями разных музыкальных культур. Семиступенные лады диатоники, пентатонные лады (антемитонные и гемитонные), лады с увеличенными секундами в различных сочетаниях между собой и с октавными ладами, уже усвоенными на предшествующих этапах; одноголосная, двухголосная и особенно трехголосная фактура образцов национальной музыки разных народов — вот основа интонационного материала основных разделов содержания курса на данном этапе.