Предложения по интонационному отбору

Из предыдущего изложения ясно, что в основу начального этапа слухового воспитания следует положить народную песню. Народные песни представляют собой благодарный материал для сольфеджио, особенно на первом этапе обучения. Ясность ладо-ритмической фактуры, лаконичность и четкость формы при многообразии структур, самодовлеющая (не зависящая от сопровождения) и полноценная образность мелодии,— все эти особенности делают народную песню незаменимой музыкальной основой воспитания слуха и выработки техники чтения нот, чистоты и выразительности интонирования.

В наши дни, когда вокруг нас повседневно звучат песенные интонации разных национальных культур, было бы пуризмом ограничить начальный этап воспитания только мелодикой русской народной песни. Песни разных народов могут быть, на первых порах, объединены методически на базе общности ладо-ритмических особенностей с тем, что песни, носящие специфические национальные черты лада, ритма и формы, будут усвоены в дальнейшем. Не может быть сомнения в том, что цели верной эстетической направленности воспитания требуют введения в начальный этап обучения песенных интонаций разных народов. Как нам удалось выявить при работе над составлением первого выпуска комплексного Учебника сольфеджио, в народнопесенной мелодике различных народностей обнаруживается известный круг песен, сходных по своим «очертаниям», по опоре на аналогичные ладовые структуры и близкие по ритмическому рисунку, не говоря уже о том, что со стороны строения в целом таких совпадений множество.

К этому же этапу обучения следует присоединить интонации из произведений композиторов-классиков и советских композиторов, не выходящих за пределы диатоники. Рамки диатоники,— несомненно, важное и необходимое ограничительное условие при отборе музыкального материала для начального этапа обучения.

Общие свойства диатоники обнаруживают многие песни русские, белорусские, украинские, чешские, польские, венгерские, болгарские, югославские, литовские, латышские, эстонские, финские, молдавские, немецкие, английские; к этому перечню следует прибавить значительное количество революционных и массовых песен и многие завершенные фрагменты из произведений классиков, не выходящие за пределы диатоники.