Интонационный отбор и воспитание художественного вкуса

Наличие музыкального вкуса предполагает прежде всего умение производить отбор. Вкус, для которого все хорошо, не есть вкус, а лишь беспринципность. Отсутствие художественного вкуса, воспитанного с раннего возраста, когда формируется музыкальное сознание, в дальнейшем становится тормозом.

Обычно на раннем этане овладения исполнительской техникой все, что играется, то и нравится. Извлечение звука, его чистота, само прикосновение к инструменту на первых порах придают даже техническому упражнению прелесть новизны. Только этим и можно объяснить, что раньше учащиеся способны были выдержать механические упражнения вроде школы Ганона. В специальных классах совсем недавно можно было шаг за шагом проследить своеобразную, в своем роде последовательную, систему воспитания музыкальных вкусов учащегося. В самом раннем, самом восприимчивом возрасте, когда формируются вкусы и симпатии музыканта, гегемонами в области воспитания слуха были Бургмюллер, Берне, Бсйер, Лемуан, Клементи, Черни, позднее — западноевропейские классики и лишь потом, когда интонационные основы слуха уже были заложены и вкусы уже поневоле определились, включалась в педагогический процесс также и русская музыка.

Русская музыка, стоявшая так далеко в очереди, воспринималась как музыка второго плана. На пути к полноценному восприятию и интонированию красот и богатств родной музыки лежало препятствие в виде привычной мелодики и гармонии всевозможных этюдов и сонатин нередко сомнительного художественного достоинства.

Воспитание советского музыканта должно быть неотрывно от воспитания устойчивого художественного вкуса и твердых убеждений в оценке явлений музыкального искусства. В первую очередь необходимо воспитать у учащихся любовь к народной музыке, к творчеству советских композиторов, к лучшим образцам русской и зарубежной музыкальной классики.