Дополнительные упражнения

Для вокалистов:

1. Пение на память в избранной тональности знакомых мелодий (с называнием нот).

2. Составление мотивов-звеньев для секвенций (на заданную педагогом трудность).

3. Определение на слух интервалов в мелодии, исполняемой голосом или на фортепиано.

Для дирижеров:

1. Настройка и модулирование по камертону (по аккордово-гармонической канве).

2: Пение четырехголосной гармонической последовательности в тесном и широком расположении по данной цифровке (пение индивидуальное и квартетом) .

3. Пенис одного из голосов двухголосного примера, игра второго голоса на фортепиано при одновременном дирижировании.

4. Импровизирование второго голоса к исполняемой мелодии (подголоска к народной песне, нижнего голоса к гомофонной мелодии) с называнием нот.

5. Определение на слух после нескольких проигрываний и пение наизусть модуляций в форме периода (15—16 аккордов) с точным называнием нот в порядке: бас, тенор, альт, сопрано (для студентов дирижерско-хорового факультета консерваторий).

6. Запись наизусть отрывков из хоровых партитур, выученных в классе по специальности (для студентов консерваторий).

7. Определение на слух и последующее исполнение на инструменте (фортепиано, фисгармония) короткого отрывка из хоровой или инструментальной партитуры с ясным вступлением голосов. Количество голосов может превышать нормативное четырехголосие. Данное упражнение может применяться с подвинутыми студентами консерваторий.

8. Корректирование слухом по партитуре ансамблевого исполнения многоголосия.

Для композиторов и музыковедов:

1.   Импровизирование подголоска к народной песне (с называнием нот).

2.   Импровизирование второго модулирующего предложения к данному
первому.

3.   Варьирование данной музыкальной фразы (с называнием нот).

4.   Определение на слух и исполнение на инструменте (фортепиано, фис-
гармония) короткого отрывка из многоголосной инструментальной или хоровой партитуры (см. аналогичное задание для студентов-дирижеров).

Для пианистов:

1. Чередовать пение одной фразы с исполнением другой на фортепиано.

2. Пение одного голоса двухголосного примера при одновременном исполнении второго голоса на фортепиано.

3. Определение на слух простых и составных интервалов в разных регистрах клавиатуры.

4. Запись наизусть отрывков из фортепианного произведения, выученного в классе по специальности.