Мелодический и гармонический слух

Различают еще мелодический и гармонический слух. В данном случае речь идет не о различных способностях, а о разном проявлении музыкального слуха по отношению к мелодии и многоголосной фактуре: к гармонии, полифонии. В практике преподавания приходится встречать учащихся, которые легко овладевают одноголосием, но с трудом осваивают навыки слуховой ориентировки в многоголосии как гармонического, так и полифонического склада. Причиной такого отставания гармонического слуха обычно оказывается просто плохое знание гармонии и закономерностей многоголосия или ограниченность музыкально-слухового опыта учащегося, то есть интонационного запаса его памяти, состоящего в основном из одноголосной песенной музыки. Нередко обе причины совпадают. Можно наблюдать, как «мелодисты», по своему прежнему слуховому опыту, вначале вовсе не ориентировавшиеся в простейшей гармонии, постепенно привыкая к многоголосной музыке и усваивая закономерности гармонии и полифонии, впоследствии приспосабливают свой слух к полноценному восприятию многоголосия и ансамблевому интонированию.

Нужно предупредить возможно неправильное мнение, что не следует якобы приступать к занятиям по многоголосию до тех пор, пока мелодический слух учащегося не достигнет некоторой степени усовершенствования. На самом деле именно работа над двухголосием и вообще ансамблевое сольфеджирование, как пение в хоре, ускоряя и углубляя развитие всех сторон музыкальности учащегося, вместе с тем содействует более чистому и выразительному интонированию также и одноголосия.