Цели и задачи сольфеджио

Основная задача сольфеджио — организация музыкального слуха учащегося и его развитие, а также обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике. Средствами для правильной организации слуха являются: воспитание у учащихся четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музыки; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.

Вся учебная работа по сольфеджио должна органически сочетаться с работой над активизацией внутреннего слуха, обеспечить верную направленность музыкального вкуса учащихся и обогатить их память достаточным запасом ценных художественных образцов музыки.

Нельзя считать единственной целью сольфеджио только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи сольфеджио было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили ее только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты. Умение читать ноты и чисто интонировать является лишь необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач.

В итоге прохождения курса сольфеджио учащийся должен уметь:

1. Чисто, выразительно, ритмично интонировать мелодику классической и современной реалистической музыки в разных складах (гомофоническом, песенно-подголосочном, имитационно-полифоническом) и в фактуре различной сложности (одноголосной, двухголосной и т. д.).

2. Записать йотами мелодию, завершенный фрагмент музыкального произведения или целиком небольшое произведение вокальной и инструментальной музыки.

3. Определять на слух элементы музыки как изолированно, так и в их взаимодействии в живой фактуре музыкального произведения, ориентироваться в смысловой расчлененности музыкальной формы.

4. Различать и выявлять в исполнении ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки данного стиля (русская народная песня, русская музыкальная классика, музыка венских классиков, музыка старых полифонистов, современная музыка реалистических стилей и др.). Навыки сольфеджио должны опираться на хорошую музыкальную грамотность учащегося.

Как видно из предыдущего изложения, характер классных занятий по воспитанию слуха содержит ряд особенностей, напоминающих занятия по специальности: выполнение заданий по сольфеджио требует проявления музыкальности, «исполнительской воли» и выдержки, а также известного эмоционального тонуса. Само собой понятно, что выразительное пение по нотам художественных примеров составляет занятие, близкое к исполнительству, особенно, когда речь идет об ансамблевом интонировании многоголосия.

Сочетание в сольфеджио черт и особенностей, свойственных теоретическим дисциплинам, с одной стороны, и специальности — с другой, предъявляет особые требования к мастерству педагога: это обусловлено, в частности, тем, что музыкальный слух каждого учащегося имеет свои качественные особенности и в классе сольфеджио учащиеся отличаются друг от друга не только по уровню подготовки или «по степени одаренности», но и по индивидуальному своеобразию их музыкальных дарований. Следовательно, при общих программных требованиях к данной группе учащихся в целом педагог всегда должен уметь гибко учитывать индивидуальные особенности учащегося. В классе сольфеджио следует умело добиваться сочетания индивидуального обучения с групповым.

Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио еще и ввиду непременной обязанности возбудить у учащегося интерес к занятиям. Увлекательность занятий по сольфеджио — совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. Интерес к занятиям, разумеется, составляет благоприятное условие успеваемости по любому предмету. Однако следует подчеркнуть важность интереса учащихся к занятиям по сольфеджио. Никогда не удавалось еще добиться значительных результатов в развитии слуха там, где царили скука и формальное прохождение сольфеджио. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практически действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.

Разделами сольфеджио, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание; ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие «мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха.