Проблема музыкального воспитания в общеобразовательной школе

Трудно пройти мимо бесспорного факта, что, несмотря на прогресс в постановке курса сольфеджио в училищах и консерваториях, нельзя считать состояние музыкального воспитания в нашей стране удовлетворительным. В послевоенные годы выявился пробел в эстетическом, в частности музыкальном воспитании в общеобразовательных школах. Между профессиональным звеном музыкального образования и общеобразовательной школой нет ощутимых методических связей. Более того, между консерваториями и музыкальными училищами, между теми и другими и музыкальными школами нередко отсутствуют систематические контакты. Методические объединения педагогов музыкальных школ вынуждены решать трудные методические вопросы без помощи научно подготовленных и высококвалифицированных кадров. Что же можно сказать о массе педагогов музыки и пения в общеобразовательных школах? Ведь не секрет — низкий уровень подготовки зачисляемых в музыкально-педагогические училища будущих преподавателей пения. К тому же и в количественном отношении наличие педагогов школ не идет ни в какое сравнение с потребностью. Многие школы даже в центральных городах вовсе не вводят музыкальных занятий в учебный план из-за отсутствия педагогов.

В настоящее время назрела необходимость коренного улучшения музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Всеобщая музыкальная грамотность — обязательное условие дальнейшего роста советской музыкальной культуры —перерастает в задачу общегосударственного значения. Эту задачу нельзя решить без участия всех профессиональных сил педагогов музыкальных школ, училищ, консерваторий и ее решение не может быть предоставлено только органам просвещения. В системе музыкального образования и воспитания должен быть переброшен мост между общеобразовательной и профессиональной системой с целью ликвидации разрыва между достижениями специальных дисциплин, с одной стороны, и слабым уровнем музыкально-эстетического воспитания широких слоев трудящихся — с другой. При перестройке системы начального музыкального воспитания нельзя обойти опыт зарубежных социалистических стран (Болгария, Венгрия, ГДР), добившихся хороших результатов прежде всего благодаря единым принципам музыкального воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе. Это в первую очередь обусловлено активным и заинтересованным участием крупных музыкантов — видных педагогов консерваторий этих стран в музыкально-эстетическом воспитании народа.3

Само собой разумеется, что использование опыта зарубежных стран отнюдь не означает слепого копирования его. Каждая национальная система воспитания в истоках опирается на народные основы творчества и исполнительства. Кроме того, если привлечь к нашей традиционной системе сольфеджио, опирающейся на абсолютную сольмизацию, практику относительной сольмизации, то речь пойдет о системе специальных слогов, не противоречащих лингвистическим и фонетическим особенностям русского языка. Поэтому создание эффективной системы музыкального воспитания единой в своих принципах для общей и специальной музыкальной школы недопустимо без всестороннего научного обобщения ценного опыта лучших советских педагогов, чьи методические исследования и практическая деятельность нашли призвание также в странах народной демократии.