Учебники сольфеджио и пособия по музыкальному диктанту

Значительную роль в изменении и углублении методов преподавания предмета сольфеджио сыграли опубликованные за последние 20—25 лет учебники сольфеджио и пособия по музыкальному диктанту. Укажем на учебник Н. Дубовского (1935), появление которого способствовало укреплению в преподавании сольфеджио ладовых основ воспитания слуха; сборники многоголосного сольфеджио — «Сборник примеров из полифонической литературы» В. Соколова (1933) и «Многоголосное сольфеджио» Вл. Соколова (1945). Последний сборник, содержащий Ценные примеры из хоровой литературы, вместе с тем страдает непоследовательностью в расположении примеров по степеням трудности и наличием отдельных хоров, непригодных к использованию в условиях классной работы по сольфеджио; ценность сборника снижается также тем, что хоровые примеры приведены без слов — соответственно обычному пониманию сольфеджио как предмета «бессловесного». При всем том, однако, сборник Вл. Соколова, являющийся по существу, хрестоматией, может быть использован в учебной практике, если педагогами будут учтены указанные недостатки. Отметим еще «Начальное сольфеджио» того же автора (мало чем отличающееся по материалу и методике от дореволюционных пособий) и широко используемые сборники двухголосного и трехголосного сольфеджио И. Способина (1936, 1946). Недостатком этих последних пособий следует считать заимствование примеров не из музыкальной литературы, а из других учебников по сольфеджио, содержание которых составляли специально сочиненные авторами упражнения. Укажем еще на учебники группы ленинградских авторов (Островский, Павлюченко, Соловьев, Шокин, Егоров): два выпуска учебников по сольфеджио (1937, 1940) и два — музыкального диктанта (1941, 1948). Критику первого выпуска сольфеджио этих авторов читатель найдет в настоящих очерках.

В послевоенные годы опубликовано внушительное количество учебных пособий по сольфеджио и музыкальному диктанту новых авторов, что свидетельствует о возросшей творческой активности педагогов.

Укажем на пособия по сольфеджио Б. Калмыкова и Г. Фридкина (1949—1950), включающие одноголосные и двухголосные примеры из народнопесенного творчества, русской классической и советской музыки; одноголосное сольфеджио В. Хвостенко, построенное на материале мелодий песен народов СССР (вып. 1 и 2, 1950); сольфеджио для педагогических училищ В. Дронова и М. Румер, составленное из народных песен (1949); этот сборник выгодно отличается от других наличием словесного текста к песням. По музыкальному диктанту, кроме упоминавшегося сборника, были опубликованы: сборник двухголосных диктантов А. Агажанова (1947) и сборник трехголосных диктантов Ф. Мюллера (1951). Ряд пособий был издан для детей, среди них: сольфеджио для детских музыкальных школ по произведениям М. Глинки (1951), сольфеджио для начальной школы Н. Шереметьевой (1946, 1947, 1949), музыкальная грамота А. Барабошкиной и Н. Боголюбовой (вып. 1, 2 и 3, 1952—1966), Музыкальная грамота Е. Давыдовой и С. Запорожец (1957). В 1964 году появилась «Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу» Б. Незванова и А. Лащенковой (пособие по курсу сольфеджио для музыкальных училищ, под ред. А. Островского), еще ранее (в 1958) был опубликован «Курс многоголосного сольфеджио» И. Лицвенко.

В 1966 и 1968 годах были опубликованы сборники диктантов «на материале музыки советских композиторов» Н, Тифтикиди; I и II выпуски посвящены примерам из музыки С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

С удовлетворением следует отметить выход в свет уже после опубликования 1-го издания «Очерков по методике теории музыки и сольфеджио» нескольких ценных методических пособий для педагогов: «Методика преподавания музыкального диктанта» Е. Давыдовой, «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио» В. Серединской (1962), «О преподавании четырехголосного гармонического сольфеджио» К- Дмитревской (1964), «Методическое пособие по музыкальному диктанту» под редакцией Л. Фокиной (1969).

В 1957 году на Всесоюзном совещании по музыкальному образованию были одобрены научно-теоретические основы и принципы Учебника сольфеджио для музыкальных училищ и консерваторий. В соответствии с решением совещания Министерством культуры СССР было поручено автору настоящей «Методики» создание учебника нового типа, который не повторял бы существующие пособия-хрестоматии по сольфеджио или музыкальному диктанту. По заданию учебник должен иметь комплексный характер, включать все виды и формы классной и домашней работы: сольфеджирование, музыкальный диктант, слуховой анализ, систему упражнений, сгруппированных вокруг музыкально-художественного материала, служащего основой для построения музыкально-технологических упражнений. Кроме того, учебник содержит краткие методические указания, являющиеся ориентиром для педагога и руководством для учащегося при выполнении заданий или в самостоятельной работе. Весь учебник планируется в 4 выпусках; 1-й и 2-й вышли в свет.