Развитие сольфеджио в советской музыкальной школе

В советской музыкальной школе нашли воплощение и развитие лучшие стороны и тенденции, таившиеся в передовых традициях русской музыкально-педагогической мысли, унаследованных советскими музыкантами.

Основными достижениями советских педагогов-теоретиков в области сольфеджио следует считать многостороннюю разработку ими принципов ладового воспитания слуха и широкое внедрение в практику сольфеджио художественной музыкальной литературы, в частности образцов русской народной песни, песен братских народов и классической музыки. Важнейшим принципиальным достижением является также воспитание в классах сольфеджио сознательного восприятия учащимися содержания предмета, углубленная работа педагогов над осмыслением учащимися усваиваемых слуховых навыков. Настойчиво преодолевают советские педагоги представление о сольфеджио как о совокупности механически разучиваемых абстрактных упражнений.

В целом, особенно за последние два десятилетия, содержание сольфеджио значительно расширилось и обогатилось. В наши дни редкий педагог не применяет в своей практике принципа ладового развития музыкального слуха. Музыкальный диктант применяется всюду, причем материалом для диктанта служат мелодии и музыкальные отрывки из художественной литературы. Наряду с пением и распознаванием мажорных и минорных октавных гамм нередко включаются задания по слуховому усвоению ладов народной музыки. Уделяется внимание, хотя пока и в недостаточной мере, двухголосному и многоголосному сольфеджио, особенно в занятиях с учащимися хоровой специальности.