Внедрение в сольфеджио музыкального диктанта

Музыкальный диктант внедрялся в сольфеджио с трудом. Здесь чаще всего речь шла о правильной записи соседних интервалов, нота за нотой. Музыкальный материал для диктанта был далек от художественного содержания и обычно кустарно сочинялся педагогом применительно к уровню развития учащегося; в основном он представлял собой сочетание мелодических интервалов в той или иной группировке.

Многоголосным пением занимались редко, ансамблевые навыки сольфеджирования не составляли предмета особой заботы; считалось, что если учащийся подготовлен в техническом отношении в одноголосии, то он тем самым подготовлен и для многоголосия. В итоге эти упражнения давали достаточные навыки по чтению нот, и там, где предмету уделялось большое внимание, например в Певческой капелле, учащиеся показывали отличные успехи в достижении этих навыков.

Что же касается выразительности пения на уроках сольфеджио, то о ней не было и речи; многим педагогам эта сторона казалась даже предосудительной, мешающей выработке навыков беглого, ровного и безразличного к содержанию музыки чтения нот. Помимо немузыкальности упражнений и механистичности приемов «внедрения» в сознание ученика гамм, секвенций и интервалов, большим тормозом развития музыкальности служила длительная практика занятий только в доминирующей ладотональности До мажора.

В дореволюционный период пособиями по сольфеджио помимо   упомянутых   служили   учебники   П.   Ковалевского, Г. Маренича, Н. Ладухина, А. Рубца и др. Следует отметить музыкальность двухголосных сольфеджий Н. Ладухина и песенных примеров, сочиненных для целей сольфеджио отличным музыкантом А. Рубцом. Методика же занятий и этих педагогов не поднималась над общим уровнем. Пережитки абстрактно интервальной дореволюционной методики долго сохранялись. Педагоги пользовались старыми учебниками, к которым присоединили сходный с ними учебник «Первоначального сольфеджио» М. Климова (пособие было одобрено художественным советом Петербургской консерватории в 1910 г., переизд. в 1929 г.). В наши дни аналогичные пособия продолжают издаваться, поскольку единой методики не существует, а «сольфеджийный рынок» (если можно так выразиться) поглощает все, что появляется в свет: потребность в учебниках далеко не удовлетворяется выходящими изданиями.

Следует указать на интересную и содержательную «Музыкальную хрестоматию из русских народных песен», составленную для классов сольфеджио М. Климовым, замечательным музыкантом и хоровым дирижером. Она представляет ценность и по сей день. В 1923 году было переиздано пособие П. Драгомирова — «Учебник сольфеджио из мелодий классических и современных композиторов» (одобрено художественным советом Петербургской консерватории в 1915 г.). Наличие в нем художественных образцов классической музыки объясняет в известной мере использование его и в наши дни.

Изучение на слух аккордов опиралось на пособия типа книжки А. Пузыревского (1898), к которой присоединилось своеобразное пособие Н. Соколова (1916). Методика сводилась к пению трезвучий, септаккордов с обращениями к письменным упражнениям (Соколов), мало чем отличавшихся от аналогичных упражнений по гармонии. К развитию ладофункционального или тембрового слуха эти упражнения отношения не имели.