Дореволюционная методика

Прогрессивные традиции русской педагогической мысли, идущие от заветов великого Глинки, нашли воплощение и дальнейшее развитие в деятельности выдающихся русских музыкантов и педагогов, таких, как Римский-Корсаков, Лядов, Танеев и др., а также в деятельности их талантливых учеников, многие из которых стали активными строителями советской музыкальной школы.

Ценнейший опыт глинкинского метода воспитания музыкального слуха культивировался не только в личной практике русских музыкантов, но и в исполнительской практике очагов русской хоровой культуры, завоевавшей мировое признание. Здесь прежде всего следует назвать Певческую капеллу (ныне Академическая капелла им. Глинки в Ленинграде) и Синодальный хор в Москве.

Если исполнительская практика наших лучших хоров была отличной школой воспитания и развития слуха, то этого нельзя сказать о постановке дела в классах сольфеджио, куда лишь в слабой степени проникали свежие, передовые веяния. В ряде пособий по сольфеджио насаждались отсталые методы, представлявшие собой заимствования из далеко не лучших зарубежных педагогических систем и методик. К ним, например, относились перевод «Катехизиса музыкального диктанта» Римана, «Сольфеджио в ключах» Саккетти, многочисленные заимствования авторами учебников по сольфеджио из сборников Вюльнера и др. Нельзя без сожаления вспомнить о том, что замечательные педагогические советы Н. А. Римского-Корсакова, близко затрагивающие также и вопросы развития слуха (см. его «Музыкальные заметки и статьи»), не были в достаточной мере изучены и усвоены педагогами. Не были развиты достижения Бесплатной музыкальной школы (в СПб.) под руководством Г. Ломакина, успешно применившего своеобразный вариант системы Шеве; не нашел продолжения опыт П. Мироносицкого, оставившего пособия по системе Кёрвена (так наз. системе «тоник Соль — фа»).

Сольфеджио в качестве предмета обучения в практике дореволюционной музыкальной школы обычно понималось как система упражнений, имеющих целью научить бегло и чисто «читать ноты». Этому служили упражнения по слуховому усвоению интервалов, гамм и аккордов.

Некоторые педагоги требовали аккуратного выполнения имевшихся в учебниках указаний о необходимости или желательности смены дыхания. Упражнения, сопровождавшие занятия по пению с листа и выучиванию «номеров», как правило, представляли формальные технические задания. Практиковались определенные задания по «угадыванию» на слух и пению интервалов, аккордов, гамм. В процесс преподавания сольфеджио изредка включались художественные примеры из творчества русских и западноевропейских классиков. Однако методика усвоения этих примеров не находилась в какой-либо связи с техническими упражнениями. В этом смысле показателен учебник П. Драгомирова. Методическая (первая) часть этого учебника являлась попыткой дополнить обычную для традиционных пособий последовательность упражнений по интервалам (от секунды до септимы) систематизацией гамм и размеров. Во второй части (хрестоматии) были собраны примеры из художественной музыкальной литературы, расположенные в порядке нарастания ключевых знаков альтерации. Однако отсутствовала внутренняя связь между методической частью и хрестоматией.