Сольфеджио как предмет обучения

За годы, прошедшие от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней, методика преподавания сольфеджио подверглась ряду коренных изменений. Изменились не только методы преподавания, но и содержание и цели предмета.

Советская музыкальная педагогика, начав с углубленного развития наиболее ценных сторон музыкальной педагогики, унаследованной от прошлого, в дальнейшем одновременно стала разрабатывать новые, прогрессивные методы воспитания советского музыканта, определившие собой перестройку также и методов преподавания сольфеджио.

Плодотворно работают в области совершенствования методики музыкального воспитания педагоги стран народной демократии, о чем свидетельствуют интересные сборники, хрестоматии, учебные пособия, изданные в Венгрии (Сени Эржебет), Польше (В. Рачковский, Н. Ласоцкий), Болгарии (Б. Тричков, Б. Бочев, И. Пеев), Югославии (Б. Попович, Э. Башич) и др.

Широко известны пособия по сольфеджио и музыкальному диктанту, созданные советскими педагогами И. Дубовским, И. Способиным, В. Соколовым, С. Соловьевым, С. Павлюченко, В. Шокиным, Б. Калмыковым и Г. Фридкиным, А. Агажановым, Ф. Мюллером, Е. Хвостенко, Е. Давыдовой, Ф. Аэровой, И. Лицвенко, К. Дмитревской, В. Серединской, Н. Тифтикиди и др.

Преподавателю сольфеджио полезно ознакомиться с эволюцией приемов обучения сольфеджио и методики воспитания музыкального слуха в целом, чтобы избежать возврата к устарелым методам и, в свою очередь, содействовать дальнейшему совершенствованию этой важной дисциплины.