«Поэма экстаза»

Скрябин все более углублялся в открытые им области. Он обрел в них необычность музыкальных образов Пятой сонаты и «Поэмы экстаза», а также трех последующих сонат для фортепиано с их колокольными гармониями. стихийными взлетами, небывалой концентрацией волевых импульсов, а также в пленительной лирике, во всем, что составляет очарование этих произведении.

В этом отношении примечательна и музыка «Поэмы экстаза», через которую проходит красной нитью тема самоутверждения, чтобы выступить во всей своей мощи в коде, где все залито ослепительным светом, проникающим повсюду, беспощадно изгоняющим все теин. В этом удивительном мире Скрябин обретает чувство родства и неразрывной связи со Вселенной — еще одна ступень постижения и раскрытия космической темы. Можно сказать в связи с этим, что ассоциации, возникающие у слушателей, могут быть различны, но несомненны величие и стихийность музыкального образа, прорыв в новую сферу чувствований. Творческая интуиция подсказала Скрябину образы непреходящей силы и значения.

Слушая музыку коды, чувствуешь, как расширяются мысленные горизонты, и невольно вспоминаешь одну из картин Чюрлениса — одинокую фигуру, обращенную лицом к солнцу, стоящую на вершине утеса, точно на символическом крае земли. Художник выразил то же неудержимое стремление ввысь, что звучит и в скрябинской теме самоутверждения. Утвердить себя означало для Скрябина распахнуть дверь в мир вечной и бесконечной Вселенной. Он мечтал стать повелителем в этом мире — но это уж из области химерических и несбыточных мечтаний.

Ощущение причастности к стихни природы, упоение и восторг перед нею — вот в чем можно видеть содержание «Поэмы экстаза», которая, вместе с тем, звучит как гимн человеческому дерзанию и воле, что теперь неразрывно слито с нашим отношением к космосу. Это к нам обращена тема самоутверждения, она зовет вперед, говорит о неисчерпаемости творческих сил человека.