Характерные особенности ранних произведений Скрябина

Что же выносим мы из ознакомления с ранними произведениями Скрябина? Прежде всего незабываемые впечатления от встречи с редкостным дарованием, необычайно быстро набирающим высоту, откуда ясно раскрываются перспективы будущего. Здесь уже посеяны зерна неповторимости скрябинской музыки, найдены многие типичные для нес выразительные средства и технические приемы.

Известно, что в зрелом скрябинском творчестве сложилось несколько типов мелодических образований, разнообразно варьируемых и связанных с определенным крутом эмоций. Такова, например, группа властных, решительных тем, символизирующих волю. Таковы завораживающие мягкостью звучаний темы «томления». Таковы неудержимо стремящиеся вперед «полетные» темы. Эти мелодические типы имели для Скрябина не формальное значение: в них находили выражение главные идеи и образы его творчества. Звуковая символика — характернейшая черта музыки Скрябина. Свое полное выражение символический принцип находит в его среднем и позднем творчестве. Однако его элементы скрыты уже в ранних произведениях автора «Прометея». Эти элементы еще примитивны, они лишь наброски по сравнению с последующим. И очень интересно проследить, как крайняя утонченность мелодических образований позднего Скрябина развилась из сравнительно простых и вполне реальных элементов его ранних сочинений. Вот несколько примеров.

В музыке Скрябина часто встречаются краткие хроматические исследования, устремляющиеся к верхнему опорному звуку. Эти мелодические обороты обычно выражают неясное томление. Укажем на предвосхищение таких оборотов в Сонате-фантазии gis-moll, написанной 15-летним композитором. Конечно, они звучат не так утонченно, как в зрелых произведениях, да и гармоническая основа здесь иная. Но интонационно-выразительное родство несомненно. Это становится ясным при сопоставлении ее с Четвертой сонатой:

Подобные комплексы нередки в ранних произведениях композитора. Иногда (как, например, в симфонической поэме d-moll) они звучат с остротою и напряженностью, живо напоминающей  позднего  Скрябина.