Опыты Скрябина в танцевальных жанрах

Относящиеся к этому же времени опыты Скрябина в танцевальных жанрах — недавно найденные мазурки. F-dur и h-moll, вальс gis-moll и написанное в том же 1887 году «Impromlu а la Marir также в значительной степени навеяны шопеновскими образами. Но в них еще ярче, чем в Ноктюрне, проявились черты творческой оригинальности. Они сказываются, главным образом, в гармоническом складе: в большей, чем у Шопена насыщенности диссонансами, частом употреблении нонаккордовых созвучий. Фортепианная фактура этих сочинений проста, но неизменно пластична, благозвучна, и, подчас, колоритна.

Вальс gis-moll написан в трехчастной форме. Быстрые мелодические пассажи верхнего голоса звучат на фоне четко ритмованного аккордового сопровождения, типичного для этого танца. Небольшое вступление (органный пункт на доминанте), интересно начальными тактами, в которых сочетаются гармонические элементы доминанты и тоники. Характерная для Скрябина широта аккордового расположения помогает сохранить прозрачность звучания при всей его остроте. Тонкий музыкальный вкус, точность слуха молодого композитора сказываются здесь в полной мере. Не менее изящны написанные тогда же вальсы Des-dur (опубликован в 1927 году) и f-moll, вышедший в качестве op. 1 и известный каждому, кто интересуется музыкой Скрябина.

Из двух мазурок, хранящихся в музее, лучшая — F-dur. В ней много юношеской свежести и юмора. Когда-то было пущено в ход утверждение о том, что Скрябин «скопировал шопеновские болезненные изломы мазурки». Мазурка, как и некоторые другие аналогичные произведения Скрябина, показывает односторонность такого суждения: ее музыка полна живости, идиллического веселья, выдержана в ясном диатоническом характере, лишь изредка нарушаемого причудливым мелодическим росчерком, напоминающем о более поздних страницах Скрябина. Мазурка завершается несколько неожиданно — минорным окончанием (f-moll). По свежести и яркости музыки это сочинение смело может быть поставлено в один ряд с мазурками ор. 3, хотя и уступает им в пианистической разработке. Оно несомненно заслуживает внимание исполнителей.

Мазурка более ординарна по мелодическому и ритмическому рисунку. Некоторое своеобразие вносит лишь средний эпизод с его широкими бросками и настойчивым подчеркиванием нисходящих больших септим. Широко известен экспромт в форме мазурки, он — прекрасный пример раннего скрябинского творчества, образец лаконизма формы и фактуры. Это — одна из тщательно отшлифованных миниатюр, которые встречались у композитора на протяжении всего его творческого пути.

В 1939 году музей А. Н. Скрябина приобрел датированную 1886 годом рукопись Сонаты-фантазии (опубликована впервые автором настоящей статьи в 1940 году). Находка эта представляет выдающийся интерес — она является первым, известным нам опытом композитора в сонатной форме. Автограф сонаты, написанный на нотной бумаге, украшенной цветочными виньетками, был подарен композитором II. В. Секериной, а возможно и посвящен ей.

Соната-фантазия gis-moll состоит из двух, следующих друг за другом без перерыва частей — Andante и Allegro vivace. Первая часть написана в простой трехчастной форме; вторая — в столь же ясной и сжатой сонатной форме. Обе части заканчиваются одной и той же музыкальной мыслью, что придает целому законченность и, быть может, указывает на наличие скрытого программного замысла.