Процесс становления скрябинского стиля

Процесс становления скрябинского стиля легко прослеживается на материале его ранних сочинений. Элементы нового не всегда выступают в совершенной и ясной форме. Но устремленность к новизне несомненна. Очень скоро юный композитор начинает находить все более точные средства для воплощения своих замыслов. Кристаллизация стиля шла одинаково интенсивно во всех направлениях: формы, мелодии, гармонии и т. д.

С первых творческих опытов Скрябин проявляет единство устремлений и отдаст все силы овладению характерной для него жанровой спецификой. С детских лет тяготел он к фортепианной музыке. И в его ранних сочинениях — как в некоем микрокосме — мы находим жанровые прообразы зрелых сочинений. Он обращается к одним и тем же жанрам в 80-х, 90-х и 900-х годах. Исключения редки и  носят случайный характер (Вариации на тему Егоровой, романс для валторны и т. д.).

Главные жанры фортепианной музыки Скрябина — соната и фортепианная миниатюра. Среди них — мазурки, этюды, экспромты, ноктюрны — все, что в таком изобилии встречается в первых 30 опусах. С течением времени композитор все самостоятельнее трактует старые формы. Достаточно сравнить этюды ор. 8 с одноименными произведениями Шопена, чтобы оценить самостоятельность скрябинского мышления.

Самое раннее из известных нам произведений Скрябина — Канон (опубликован в 1929 году) — относится к 1883 году. При сравнении его с произведениями 1886—1887 годов бросается в глаза интенсивность роста дарования и композиторского умения Скрябина. Канон явился всего лишь хорошей, но не очень сложной школьной работой, мало, в сущности, характерной для Скрябина. В сочинениях 1886—1887 годов сквозь различные влияния, вполне естественные в этом возрасте, пробиваются черты истинной индивидуальности. Страницы, далекие от типических устремлений композитора, здесь редки. Таковы, например, фортепианные Вариации на тему Егоровой (1887), написанные в несвойственном Скрябину стиле внешне элегантных салонных пьес. Лишь в первой вариации, с мягкими и прозрачными звучностями, есть что-то напоминающее его манеру.

Так же салонны Вальс-экспромт Es-dur и Листок в альбом As-dur. Появление таких произведений было, очевидно, вызвано внешними поводами, они остались в стороне от основного русла скрябинского творчества: уже в те юные годы композитор стремился к решению более ответственных и характерных для него художественных задач.

Скрябин сосредоточил свои усилия в сфере поисков оригинального стиля и проявил здесь настойчивость, необычную для юного возраста, когда, естественно, сказываются различные влияния. В этом он не был исключением: общеизвестно, что его дарование развивалось под сильным воздействием Шопена. Однако в шопенизмах молодого Скрябина звучит своя интонация, есть нечто, предвещающее близкую самостоятельность. Он шел к ней быстрыми шагами: так, если Ноктюрн As-dur, написанный в 1884—1886 годах, свидетельствует еще о прекрасно усвоенных уроках польского мастера, то в скором времени они были обогащены собственными находками. Композитор выделил Ноктюрн из ряда своих юношеских произведений, об этом говорит наличие более позднего автографа с авторскими коррективами, а также и то, что он — единственный из его рукописного архива — появился в прижизненном издании 1911 года.