Влияние эстетических вкусов окружающей среды на развитие Скрябина

Развитие Скрябина шло по касательной в кругу эстетических вкусов окружающей среды. Однако было бы ошибкой игнорировать значительность ее явлений: окружение не могло не оказать серьезнейшего влияния на скрябинское творчество. И если в стремительной эволюции он все дальше уходил от господствующих традиций московской музыкальной жизни, то вначале он был с ними связан гораздо теснее, чем это обычно полагают. Иначе не могло и быть — композитор, родившийся и воспитавшийся в России, не мог остаться вне  национальной традиции. Эта проблема была впервые основательно разработана А. А. Альшвангом в его докладе «Место Скрябина в истории русской и мировой музыки», написанном в 1910 году и зачитанном на научной сессии в музее композитора.

Не раз указывали на значение музыки Шопена в формировании индивидуальности юного Скрябина. Действительно, польский романтик сильно повлиял на раннее скрябинское творчество, но нельзя считать этот фактор решающим. Скрябин был прочно связан с родной почвой и все иноземные влияния (Шопен, Лист, Вагнер) преломлены им на русский лад. Установить это иногда довольно трудно, так как музыка Скрябина лишена внешних признаков национальной характерности. Именно поэтому особенно важно указать на связь ранних сочинений Скрябина с традициями русской музыкальной культуры.

В годы юности Скрябина властителем дум музыкальной Москвы был П. И. Чайковский. Его влияние испытали в той или иной степени все московские композиторы. Важно выяснить, в какой мере это относится к Скрябину. Часто приходится слышать, что он антипод Чайковского, что искать точки соприкосновения между творчеством этих композиторов бесполезно. В действительности же Скрябин испытал значительное влияние музыки Чайковского. Оно проявилось и в родстве интонаций, и в некоторых более общих свойствах музыкального языка и даже образов.

Не только отдельные мелодические обороты, но и принципы развития (по крайней мере, как они проявились в первых симфониях), эмоциональная напряженность и драматический пафос сближают Скрябина с творцом «Пиковой дамы». Сам Скрябин, как известно, не любил музыку Чайковского. Но это отнюдь не опровергает вышесказанное. Далеко не всегда личные антипатии художников свидетельствуют об их действительной отдаленности. Известно, например, что тот же Чайковский не слишком любил музыку Бетховена, в то время как в своих симфонических партитурах испытывал его воздействие. Нечто аналогичное мы встречаем и в раннем творчестве Скрябина.

Для нас важно установить, что в своих первых произведениях Скрябин исходил не только от Шопена, но и от Чайковского. А через последнего оказался тесно связан с традициями русской музыкальной культуры. Сравнительный анализ музыки двух великих композиторов лает много материалов, подтверждающих справедливость этого вывода. При этом необходимо помнить, что творческая эволюция Скрябина была очень быстрой, что он необычайно органично усваивал различные влияния и никогда не выступал в роли подражателя, неизменно оставаясь самим собою. Скрябинская «интерпретация» Шопена (даже в самых ранних сочинениях) была своеобразной. Так же самостоятельно преломлял он и влияния Чайковского. И скоро пришел к созданию оригинального стиля, обогатив русскую музыкальную культуру блистательными страницами.