У истоков скрябинского творчества

Первые сочинения большого композитора всегда представляют особый интерес для исследователя. Вглядываясь в пожелтевшие страницы рукописей, он замечает, как то там, то здесь проступают черты оригинальные, предвосхищавшие будущую новизну и своеобразие стиля. Контуры этого стиля становятся все рельефнее и отчетливее. И, наконец, композитор находит свою тематику, свой круг выразительных средств, кончаются годы ученичества, наступает период творческой зрелости. Путь к ней всегда проходит через вереницу ранних произведений. Их изучение необходимо для понимания сложных процессов становления композиторской личности.

К сожалению, об этом часто забывают. Внимание исследователей, естественно, сосредоточивается на наиболее зрелых и совершенных созданиях. И лишь вскользь упоминается о первых творческих опытах. Не избежал общей участи и Скрябин. В блеске достижений средней и поздней поры скрябинского творчества обычно остаются незаметными его юношеские произведения. Между тем первые opusbi Скрябина, бесспорно, заслуживают пристального внимания.

То же следует сказать и о произведениях, относящихся к самой ранней поре его творческой деятельности. Сочинения эти (написанные между 1883 и 1890 годами) попросту игнорируются авторами монографии о создателе «Поэмы Экстаза». Конечно, юношеские работы композитора во многом несовершенны. Но в них уже четко намечены пути его творческого развития; наметились характерные жанры, черты мелодического, гармонического, фактурного своеобразия. А лучшие из юношеских произведений — фантазия для фортепиано с оркестром a-moll, фортепианная соната es-moll — представляют не только историко-биографический, но и художественный интерес. Исключительная строгость самокритических суждений явилась, очевидно, главным препятствием к их публикации.

В одной из черновых тетрадей Скрябина находится сделанный им список сочинений 1885—1889 годов. Многие из перечисленных в нем сочинений сохранились в архиве скрябинского музея, некоторые были впоследствии опубликованы. Список представляет большой интерес, ибо помогает установить хронологию композиторской работы этих лет.

В течение четырех лет Скрябиным написано 52 произведения (в том числе немало крупных). Если вспомнить, что юному композитору приходилось выполнять большое количество учебных заданий, то нельзя не удивиться интенсивности его творческой работы. В его сознании возникло множество различных замыслов, он едва успевал заносить их на бумагу. Юный Скрябин был наделен острым самокритическим чувством. Он скоро подмечал недостатки своих сочинений, неутомимо искал более совершенные формы выражения. И поэтому быстро охладевал к уже законченному. Склонность к непрестанному совершенствованию — характернейшая черта облика композитора — проявилась уже в эти годы.

Одна особенность отличает все юношеские сочинения Скрябина: он неизменно соблюдает чувство меры, у него отточена каждая деталь, гармоничны пропорции. Это врожденное чувство формы, сочетающееся с тонкой артистичностью, заставляет забыть об, отдельных недостатках, естественных для начинающего автора.

Юношеские рукописи Скрябина, хранящиеся в архиве Скрябинского музея, и являются основным объектом настоящего исследования. Главная задача — проследить на материале ранних произведений кристаллизацию стиля, указать на конкретные связи с окружающей молодого композитора средой, что имеет паж-нос значение для понимания дальнейшей эволюции скрябинского творчества.