Мир произведений Шостаковича

Последние произведения Шостаковича долго будут привлекать всех, кто обращается к проблематике его творчества, в котором разработаны темы непреходящего общественного и философского значения. Эта музыка потрясает бесстрашным сознанием реальности и столь же смелым, глубоко осознанным отношением к проблеме личной судьбы, вливающейся в вечный поток жизни. Концепция не раз воплощавшаяся в искусстве и приобретающая у Шостаковича глубоко индивидуальное значение.

Мир последних произведений Шостаковича замкнут в сфере глубокой сосредоточенности, разумья о неизбежном. Но он многообразен в оттенках высказывания и удивителен в своей проникновенности в заповедные глубины человеческого духа. Каждый остается там наедине с собою, но не всякому дано подняться от личного к объективному. Это — удел больших художников, и Шостакович встал рядом с ними в воплощении важной общечеловеческой темы, пережитой и выстраданной им самим и воплощенной в трагедийной просветленности его последних произведений. Они и просты, и сложны подобно самой жизненной проблеме, о которой повествует музыка Шостаковича.

И именно последние произведения композитора дают ключ к настоящему проникновению в содержание его Четырнадцатой симфонии. В ней еще звучат трагические акцепты, а рядом с ними во весь рост встают вопросы, которые раньше скрывались в дымке далекой перспективы, а теперь стали такими близкими, требующими выяснения. Решая их, композитор выступил истинным гуманистом, поднимающим личную тему до большого общественно-творческого значения. Партитура Четырнадцатой симфонии, с ее проникновенным лиризмом, сочувствием к человеческим судьбам занимает особое место в творчестве Шостаковича. В нем звучали отголоски бурь современности, взволнованная речь композитора, видевшего жизненные коллизии в остро трагедийном аспекте, что не мешало проявлению покоряющей силы выражения лирического чувства. Лирична— при всей остроте драматических ситуаций — и Четырнадцатая симфония, которая остается для нас примером искренности и мужества человека и художника, встающего лицом к лицу с миром вечных вопросов, всегда волновавших сердца людей. Вот почему так захватывает музыка Четырнадцатой симфонии, почему оправдана высокая оценка, которую она получила повсеместно. Время подтвердило ее художественную и философски-этическую ценность, ее оригинальность и органичность в творческой эволюции композитора. Симфония явилась одной из се вех, это повесть, в которой есть и предчувствие судьбы ее автора.