Четырнадцатая симфония Шостаковича

Каждый год раскрывает все новые грани редкостного дарования Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вслед за вокальным циклом на стихи Александра Блока, Двенадцатым квартетом, Сонатой для скрипки и фортепиано (незабываемо прекрасно сыгранной Давидом Ойстрахом и Святославом Рихтером) появилась Четырнадцатая симфония, посвященная выдающемуся английскому композитору Бенджамину Бриттену. Симфония привлекла живейшее внимание нашей музыкальной общественности.

Шостакович вновь обратился к вокально-симфоническому жанру, представленному в его творчестве такими монументальными произведениями, как поэма «Казнь Степана Разина» и Тринадцатая симфония. Однако в

Четырнадцатой симфонии преобладает лирическое начало, быть может большая субъективность и сосредоточенность, отличающие ее от эпического размаха предшествующих партитур. Ее можно сблизить с циклом романсов на слова Александра Блока — и по некоторым чертам поэтического содержания, и по особенностям музыкального языка. При этом Четырнадцатой симфонии присуща полная самостоятельность замысла и концепции. Это лирико-философское повествование композитора, который прошел большой жизненный и творческий путь и размышляет над проблемами, много раз встававшими перед художниками всех времен и народов. Он обратился к одной из вечных тем искусства, всегда волнующей сердца людей, — теме жизни и смерти — и сумел сказать здесь свое слово, слово современного художника и человека.

Четырнадцатая симфония написана на слова Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Марии Рильке. Эти поэты очень отличаются друг от друга по стилю и содержанию своего творчества, они жили в разных странах и даже веках. Однако их объединение оказалось органичным и убедительным, ибо все претворилось в музыкальном мышлении композитора, нашедшего в их стихах нечто общее.