Оригинальность новых квартетов Шостаковича

Два новых квартета Шостаковича принадлежат к числу тех произведений, которые заинтересовывают все больше и больше при повторном слушании и изучении партитуры. В них ярко проявилась оригинальность композиторского почерка и мастерство квартетного письма.

Шостакович безошибочно находит единственно необходимый аспект развития. Оно полно неожиданностей, смелых поворотов, уводит слушателя далеко от исходной точки, композитор завязывает сложный узел драматургического конфликта и распутывает его сразу, без всякого видимого усилия, раскрывая по-новому перспективу всего произведения. При этом логически осмысливаются многие эпизоды, казавшиеся раньше лишь проявлением ничем не связанной фантазии. Она, действительно, свободна, по нигде не заводит композитора на путь импровизации: форма и конструкция произведений Шостаковича строга, продумана до последней детали.

В его языке, тональном по своей основе, привлекают смелость и своеобразие оборотов, богатство форм сочетания диатоники и хроматики, сложность многозвучных построений, на первый взгляд выводящих за пределы лада, но в действительности полностью обусловленных логикой его развития так, как понимает ее композитор. Интересны сочетания обобщенно интеллектуальных интонаций с чисто песенными попевками. Все разнообразные элементы переплавлены в творческом горниле индивидуального стиля Шостаковича. Музыкальный язык квартета смел, композитор не боится нарушать установленные каноны, но он никогда не вступает на путь нарочитого изобретательства — все, что появилось в партитуре, услышано чутким и топким ухом, стало нормой живой музыки.

Шостакович еще раз показал, что истинная современность не в следовании правилам какой-либо искусственно изобретенной «авангардистской» системы, а в живости и новизне интонирования, возникших в результате чуткого и внимательного вслушивания в голоса жизни. Их отзвуки слышатся и в музыке новых квартетов, запечатлевшей мысли и чувства большого художника нашего времени. Слушая их, поражаешься многообразию его творчества, что особенно ощутимо при сравнении с написанной почти одновременно с ними поэмой для баса, хора и оркестра «Казнь Степана Разина». И там и здесь — Шостакович, повсюду виден его неповторимый почерк, но как непохожи друг на друга темы и образы этих произведений, как широк диапазон его творческих интересов и исканий!

Камерная музыка уже давно привлекает внимание Шостаковича, отдавшего ей много часов творческого вдохновения. Оно чувствуется и в прекрасной музыке Девятого и Десятого квартетов, которым хочется пожелать стать как можно скорее достоянием всех любителей музыки.