Финал квартета

Финал — самая крупная и сложная часть квартета. Богатство содержания темы раскрывается в цепи вариаций — разнообразных, но связанных драматургическим единством. В первых вариациях тема излагается поочередно всеми инструментами. Композитор точно любуется этой певучей мелодией и окутывает ее прозрачной полифонической тканью. Но дальше его внимание сосредоточивается на активно-поступательных элементах темы. Движение нарастает, чтобы сконцентрироваться в напористых пассажах первой скрипки, выросших из интонаций темы. Отсюда начинается новая фаза вариаций, кульминацией которой является эпизод, где на фоне органного пункта es (снова предельное удаление от основной тональности) напряженно звучат в высоком регистре скрипки интонации темы, сопровождаемые энергичным наигрышем альта. Затем появляется мелодия речитатива, связывавшего финал с вальсом. Она сплетается с завершающим, эпически величавым проведением темы финала. По мастерству и драматургической силе эти страницы, вместе с финальными вариациями второй фортепианной сонаты (с которыми у них много общего), могут послужить образцом нового претворения классических вариационных принципов.

В целом — квартет привлекает сочностью языка, богатством красок, жизненностью музыки. Если в первой части встречаются отдельные эпизоды, звучащие несколько надуманно, то в трех остальных каждый звук исполнен выразительной силы. В речитативе и романсе, вальсе и финале — бездна музыкальных красок, раскрывающихся перед каждым, кто внимательно вникает в эту музыку.