Второй струнный квартет

Второй струнный квартет — полная противоположность трио. Он полон света и воздуха. Это романтически-взволнованная поэма, раскрывающая новые грани дарования композитора. Квартет необычен по конструкции: он состоит из четырех частей — увертюры, речитатива с романсом, вальса и вариаций.

Однако, несмотря на конструктивную необычность, квартет отличается удивительной цельностью, стройностью и ясностью формы. Мелодическое богатство, поэтичность содержания выдвигают его в число лучших сочинений Шостаковича.

Квартет начинается размашистой, упругой темой, диатоничной, с обилием плагальных оборотов и характерными интонациями, напоминающими инструментальные свирельные наигрыши. Целеустремленность свободного мелодического развития темы, энергия искусно сплетенных полифонических подголосков — все это создает впечатление бодрости и эмоциональной ясности. Линеарный принцип развития преобладает, хотя далеко не всегда проявляется в полифоничности изложения. Часто композитор сосредоточивает внимание на одном мелодическом голосе, поддержанном отрывочными аккордами сопровождения (начало Увертюры). В непрерывности мелодического движения особенно впечатляет  эпизод, где кристально-чистый напев звучит в высоком регистре скрипки на фоне pizzicato. Этот эпизод в высшей степени характерен для стиля Шостаковича, а его певучая мелодия — одна из счастливейших находок композитора. В конце Первой части утверждается лучезарный A-dur. Неожиданно вольный разбег мелодии останавливается. Так — в тонах радостной возбужденности — заканчивается «Увертюра».

Речитатив и романс переносят в сферу лирического созерцания. Лишь немногие композиторы владеют инструментальным речитативом. Чрезвычайно трудно перенести в камерную инструментальную музыку мелодическую декламационность вокального стиля. Классики XVIII столетия владели этим искусством в совершенстве, — достаточно напомнить «говорящие» речитативы И. С. Баха. В позднейшее время мастером инструментального речитатива выступил Танеев. Шостакович продолжает в современном духе традицию Баха и Танеева.