Д. Шостакович

Музыка Шостаковича жизненна и увлекательна, потому что она выражает дух времени. Ярчайший пример — Седьмая симфония, где так волнующе и так ощутимо для каждого воплощены героика и трагедийность современности. Труднее обнаружить современность в трио и квартете, а, между тем, и они написаны художником чутким и отзывчивым на все явления окружающего мира. Многогранность восприятия мира — одно из ценнейших качеств дарования Шостаковича. И после величавой героики Седьмой и трагизма Восьмой симфонии закономерно появление лирического микрокосма — квартета и трио, где проникновенная элегичность сменяется буйным весельем, а светлая романтическая лирика уживается рядом с чудовищным гротеском, заставляющим вспомнить об офортах Гойи.

Трио и квартет написаны тем же почерком, что и предшествующие камерные сочинения Шостаковича. Здесь та же ясность фактуры, тот же отказ от всех лишних подробностей. По-прежнему в партитурах мало нот, — кажется, даже меньше, чем раньше. Пуританская строгость камерного письма Шостаковича многими принимается за сухость. Однако в действительности,— это проявление реально созидательной силы художника, уверенно распоряжающегося материалом и умеющего двумя-тремя штрихами создавать образ выпуклый и впечатляющий. Таков стиль Шостаковича. Он может нравиться или не нравиться, но не может не убеждать.

1 Камерные сочинения Шостаковича
2 Второй струнный квартет
3 Мастерство мелодического развития Шостаковича
4 Финал квартета
5 Вопрос о русских корнях музыки Шостаковича
6 Непосредственность эмоционального воздействия музыки Шостаковича
7 Поэтические страницы
8 Фантазия композитора и разработка главной темы
9 Своеобразие музыки Десятого квартета
10 Финал Десятого квартета
11 Оригинальность новых квартетов Шостаковича
12 Четырнадцатая симфония Шостаковича
13 Настроение музыки Четырнадцатой симфонии
14 Трагическая кульминация партитуры
15 Сила музыки Четырнадцатой симфонии. Мастерство Шостаковича
16 Пятнадцатая симфония
17 Мир произведений Шостаковича