Симфония Ю. Шапорина

Индекс материала
Симфония Ю. Шапорина
Музыкально-драматические элементы симфонии-кантаты
Темы, положенные в основу сонатного аллегро
Колорит коды симфонии-кантаты
Действующие лица симфонии-кантаты
Хоровые эпизоды симфонии-кантаты
Литературная основа симфонии Шапорина

О симфонии-кантате Ю. Шапорина

Для Шапорина обращение к исторической теме не было случайным. Его первое крупное произведение — опера «Декабристы» — также, как известно, написано на исторический сюжет. Вслед за симфонией-кантатой «На поле Куликовом» он пишет музыку к фильму «Минин и Пожарский». Композитор хорошо знает и любит русскую историю. Созданию каждого исторического произведения предшествует большая подготовительная работа. В частности, прежде чем приступить к работе над симфонией-кантатой, Шапорин перечитал почти все, что было написано о Куликовской битве.

Шапорин не ставил перед собой задачи художественного воспроизведения хода исторических событий и современной им бытовой обстановки. Отказываясь от пересказа исторических событий, он переключил всю свою творческую активность на создание правдивых образов людей того времени, на передачу их мыслей и чувств. И здесь композитор бесконечно далек от бесстрастного «археологизирования». Он делает акцент на том, что близко и дорого каждому из нас. Шапорин говорит о великом чувстве любви к Родине, он создает трогательные и величественные образы народа. Поэтому его симфония-кантата, нисколько не погрешающая против исторической правды и являющаяся произведением историческим, в то же время — произведение, насквозь проникнутое идеями современности. Композитор воплотил историческую действительность — образы героических русских воинов, в жестоком бою отстаивавших независимость родной земли. И это прозвучало не только как рассказ о прошлом, но и как живая правда наших дней.

«На поле Куликовом» — произведение вокально-симфонического жанра. Советские композиторы по достоинству оценили преимущества этого жанра: богатство выразительных средств и исключительную легкость восприятия таких произведений широкими массами. Это подлинно народный жанр: недаром его творцами были великие композиторы-демократы — Бетховен (Девятая симфония) и Берлиоз («Ромео и Юлия»).   Жанр этот располагает во многих отношениях более значительными возможностями, чем чисто инструментальная симфоническая музыка. И, конечно, он является — наряду с последней — наиболее подходящей формой для воплощения того богатого и разнообразного содержания, которое мы встречаем в произведении Шапорина.

Характерной особенностью симфонии-кантаты «На поле Куликовом» является тесное взаимопроникновение принципов симфонического и музыкально-драматического развития. Композитор драматизирует симфоническую форму; вокальные средства — хор и солисты — нужны ему не для текстуальной конкретизации содержания произведения, а для создания ярко очерченных характеристик действующих лиц. Шапорин продолжает глубоко плодотворную традицию Берлиоза, давшего в «Ромео и Юлии» замечательный образец драматической симфонии.

Вся партитура «На поле Куликовом» пронизана подлинно симфоническим развитием музыкальных мыслей. Принцип монотематизма, широкого мелодического развития отдельных интонаций, органической переработки и переосмысливания тематического материала широко использован композитором. Ряд крупных эпизодов произведения написан в сонатной форме.