Группировка нот вокальной музыки по соотношению звуков со слогами текста

Группировка нот вокальной музыки по соотношению звуков со слогами текста подчиняется следующим основным правилам, усвоение которых требует только практики:

а) если на слог приходится один звук, то обозначающая его нота пишется отдельно, не связываясь с другими, вне зависимости от длительности; следовательно, и ноты менее четверти (восьмые, шестнадцатые) также пишутся отдельно, с «хвостами» (флажками);

б) если слог распевается на два звука и более, то все эти звуки, приходящиеся на один слог, объединяются лигой, не имеющей в данном случае отношения к лиге, которая указывает на плавность исполнения, или к фразировочной лиге; при этом в случае, когда общая длительность звуков, приходящихся на один слог, превышает длительность доли размера, ноты, составляющие долю, объединяются ребрами по обычным (инструментальным) нормам группировки, а оставшиеся единичные звуки пишутся отдельно. В практике вокальной группировки и проверки результатов через интонирование учащийся убеждается в том, что владение техникой вокальной группировки, помимо прямого интереса, помогает осмысленному интонированию музыки.

Неожиданные трудности могут возникнуть у учащихся в связи с выполнением заданий по расстановке тактовых черт в записи народной песни. Не говоря уже о протяжной песне, где запись свободной смены размеров требует большого умения, даже плясовая и хороводная песня может потребовать от учащегося конкретного знания ритмических особенностей песни.

Известно, что несовпадение музыкального и поэтического акцентов в русской игровой и плясовой песне является иной раз замечательным средством образного выражения, подчеркивающим характер песни, ее юмор, выразительный жест исполнителя, танцевальность и т. д. Даже одно и то же слово ритмически интонируется по-разному, подчиняясь музыкальному размеру (например: веселая, весёлая, милого, милого, далекб, далёко и т. п.). Непонимание этой стилевой особенности ритма приводит к курьезам: нередко встречаемся с переложениями, «исправляющими» такое несовпадение.

Полезно связать задания по группировке с фразировкой и артикуляцией. Фразировочная лига, штрихи легато и стаккато придают «сгруппированным» нотам живой индивидуальный исполнительский облик. Выполнение заданий по фразировке и артикуляции содействует выявлению индивидуальных стремлений учащегося и стимулирует проявление (а следовательно, и развитие) музыкальности.

Незначительное изменение в группировке вносит новый нюанс, изменяющий стиль исполнения:

Штрихи легато и стаккато могут совершенно изменить характер музыки:

Если не быть внимательным к фразировке, указанной автором при нотации мазурки («Евгений Онегин»),

Показывается, к примеру, запись известной французской песенки, использованной П. Чайковским: то вполне вероятно такое исполнение, учитывающее только нормативы и обычный затактовый характер короткой длительности перед тактовой чертой:

Нет надобности подчеркивать искажающий смысл такого шаблонного исполнения. Эти примеры могут побудить педагога внести разнообразие в обычную практику занятий по группировке и сделать эти занятия подлинно музыкальными. Предоставляем это доброй воле педагога и не включаем такие задания в обязательные, которые перечисляем ниже.