Сравнительная таблица длительностей и группировка нот

Распространенная таблица длительностей, называемая то таблицей деления длительностей, то таблицей вида нот, представляет собой пустой овал целой ноты с расходящимися от него в стороны пунктирами, последовательно приводящими к все более дробным длительностям — половинным, четвертям и т. д.  Эта таблица имеет тот недостаток, что она закрепляет в сознании учащегося целую ноту как основную длительность, по отношению к которой остальные являются только частями некоторого целого; из этого представления естественно вытекают ошибки учащихся, связанные с пониманием трех- или двухчетвертного размера как якобы неполного, как части целого, то есть 4-дольного размера. С этим же связано определение и представление затакта как неполного такта и т. п. В наше время, в условиях установления реальной (абсолютной) длительности ноты указаниями темпа и метронома, следует, как об этом уже говорилось, отойти от определения ноты как конкретной длительности и дать понятие о том, что выбор длительности для обозначения доли такта есть условный, стилевой момент. В качестве типичной нотной длительности, избираемой для обозначения доли в наше время, следует принять четверть. По отношению к четверти определяется длительность всех других нот в данном произведении.

Вместе с тем нельзя отказать такой таблице в некоторой наглядности, поскольку в ней различные длительности сопоставляются между собой. К тому же сопоставление четверти с половинной и целой неизбежно хотя бы в силу самого названия «четверть», необъяснимого вне такого сопоставления.

Можно рекомендовать сделать обычную таблицу, более соответствующую воспитательным целям, выделив в ней четвертные ноты как центральные. Кроме того, из таблицы следовало бы изъять мельчайшие длительности, находящиеся вис исполнительского опыта учащихся на данном уровне развития и снижающие се наглядность.

Устанавливаемая в этой таблице связь между видом нот, их простейшим соотношением и размером содействует, в частности, организации практического изучения учащимися норм группировки нот в различных размерах. Основным упражнением здесь может явиться задание на группировку нот конкретной мелодии, выписанной педагогом без группировки и без тактовых черт. Результатом должна быть верная запись, допускающая исполнение восстановленной мелодии голосом или на инструменте. Если это мелодия песни, вообще — вокального произведения, то следует подписать слова и предложить учащемуся сделать «вокальную группировку», то есть группировку по слогам текста.

Преимущество таких заданий, проверяемых путем интонирования (что легче всего на знакомых песнях), перед обычными числовыми выкладками очевидно. Кроме того — и это проверено на опыте — подобные задания, будучи по существу музыкальными, интереснее и легче для учащихся.

Не останавливаясь специально на нормах обычной (инструментальной) группировки нот, следует в то же время обратить внимание на вопрос о выработке навыка вокальной группировки, имеющего большое значение для овладения напевным интонированием в целом. Навыки группировки по нормам записи вокальной музыки имеют практическое отношение также и к характеру проведения музыкального диктанта.