Синкопа

На синкопе можно с особой наглядностью выявить существо метрического и ритмического акцентов в их сопоставлении.

Синкопа обычно определяется, как перенесение акцента с сильной доли такта на слабую. На самом деле перенести метрический (тактовый) акцент невозможно. Только сопоставление акцента (динамического, тембрового или иного) на слабом времени с тактовым акцентом, его столкновение с метрическим акцентом и дает синкопу, ощущаемую как ритмический перебой. Синкопа, следовательно, это ритмический акцент (акцент на слабом времени), вступающий в противоречие с метрическим акцентом. Что стало бы с синкопой, если бы и в самом деле акцент был «перенесен»? Да очень просто: произошла бы ритмическая модуляция и... изменился или сместился бы размер — и все: никакой синкопы не получилось бы.

Знаменитые 2-дольные мелодические мотивы в вальсах Чайковского, вклинивающиеся в общий 3-дольный ритм, тем и замечательны, что они не снимают собой 3-дольного размера музыки в целом, а вступают с ним в сложное ритмическое взаимодействие (см. пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года»). Таким образом, самое важное при исполнении синкопы — это не утерять метрический (тактовый) акцент.